Концертина

Выпуск 252
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фирма «Wheatstone», Англия, Лондон, XIX век.
Многие слушатели наверняка видели выступления трех грустных клоунов театра Вячеслава Полунина «Лицедеи»: в руках одного из них — маленькая гармошка. Это концертина — язычковый пневматический музыкальный инструмент, разновидность гармоники с хроматическим звукорядом. Она была создана крупным английским физиком Чарльзом Уитстоном в 1827 году (патент 1829 г.). Он был автором целого ряда важнейших изобретений — стереоскопа, шифра Плейфера, но более всего известен работой над так называемым «мостом Уитстона» — системой балансировки токов, активно использующейся в современных гальванометрах — и развитием телеграфной системы.
Уитстон родился в семье мастера по изготовлению музыкальных инструментов, и после окончания школы сам занялся этим ремеслом. Переехав в Лондон, он открыл собственную мастерскую, но вскоре увлекся математикой и физикой. Единственным изобретенным Уитстоном музыкальным инструментом стала концертина, созданная на основе немецкой разновидности губной гармошки. Она оказалась очень удачной по конструкции и просуществовала более ста лет без существенных изменений. Впоследствии был лишь расширен диапазон и определено несколько регистровых разновидностей.
Диапазон концертины из собрания Российского национального музея музыки — четыре октавы. Вместо клавиш с обеих сторон инструмента расположены кнопки четырьмя параллельными рядами. При смене движения меха звук не изменяется. Ноты, которые пишутся на нотных линиях, исполняются на нижней деке, левой рукой, а находящиеся в промежутках между линиями — на верхней деке. Звуки инструмента не отличаются силой, но чрезвычайно нежны и певучи.
Концертина
В России концертина появилась 1870-х годах на высших педагогических женских курсах в Петербурге. В следующем десятилетии было основано Общество любителей игры на английской концертине. В 1889 году исполнителем на этом инструменте Иваном Пирожниковым в Виленском учительском институте был предпринят первый опыт организации оркестра концертин. Он же опубликовал брошюру об устройстве и исполнительских возможностях этого инструмента.
В ХХ веке концертина была популярна как инструмент куплетистов. Из современных исполнителей можно назвать только Валентина Осипова, виртуозно исполняющего на этом миниатюрном инструменте популярные классические произведения и куплетиста Николая Бандурина.

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту