Романс Аренского на стихи Чайковского

  • 10 июля 2018
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О, ландыш, отчего ты радуешь так взоры? Другие есть цветы роскошней и пышней, И ярче краски их, и веселей узоры, Но прелести в них нет таинственной твоей.
Это первые строки стихотворения Петра Ильича Чайковского «Ландыш». В Музее музыки хранится его копия, написанная рукой брата композитора — Модеста.
Три строфы стихотворения стали текстом одноименного романса Антония Степановича Аренского, написанного для голоса, виолончели и фортепиано. Авторская рукопись также хранится в Музее музыки в личном фонде Аренского. Сочинение датировано 22-м ноября 1894 года; позже, при подготовке к изданию, композитор внес многочисленные пометы красными чернилами — штрихи, динамические оттенки, а главное, вверху листа добавил посвящение: «Княгине Марии Клавдиевне Тенишевой».
В 1895 году профессор Московской консерватории Антоний Аренский переезжает в Петербург. В его жизни происходят неожиданные перемены: он получает завидную должность директора Придворной певческой капеллы, которая, впрочем, доставляет ему много хлопот и мешает творчеству. Тем не менее, исполнение его оперы «Рафаэль» в зале Дворянского собрания стало событием в музыкальной жизни Петербурга. Аренский становится частым гостем в салоне княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Эта всесторонне одаренная, талантливая женщина — одна из любопытнейших артистических фигур рубежа веков. На музыкальных вечерах в ее салоне выступали Анатолий Брандуков, Иосиф Гофман, Александр Скрябин, Софья Ментер, Леопольд Ауэр, среди них был и Аренский.
«Я никогда не любила концертов, — писала в своих воспоминаниях Тенишева. — Душная зала, скучные шеренги ненавистных мне венских стульев, где приходилось иногда сидеть в неимоверной тесноте, часто рядом с невеждами и неприятными людьми, мешающими вам слушать — все это действовало на меня раздражающе. Но сидя дома, в любимом кресле, закрыв глаза, слушать квартет Чайковского или трио Аренского с его участием и чудным исполнением — было огромным, незаменимым наслаждением. Мы приглашали только немногих людей, действительно любящих и понимающих музыку, желающих насладиться ею в тиши и уединении».
Романс Аренского на стихи Чайковского
Сама Мария Клавдиевна, обучавшаяся пению в Париже, пела на своих вечерах, часто в дуэте с мужем, неплохо играющим на виолончели. Можно предположить, что романс «Ландыш», написанный для голоса, виолончели и фортепиано, могли исполнять супруги Тенишевы в ансамбле с Антонием Аренским. Мария Клавдиевна увлекалась не только музыкой, но и живописью и написала портрет Аренского. Не мог ли романс, посвященный ей, быть ответным подарком? Пока это неизвестно, так же, как неизвестна и судьба портрета — сохранился ли он, и где его искать?

Последние выпуски программы

Саксофон Гараняна

В коллекции Музея музыки есть инструменты, связанные с именами выдающихся музыкантов. Среди них — альт-саксофон Георгия Гараняна, представленный в постоянной экспозиции музея.

Балалайка работы мастера Семёна Налимова, принадлежавшая Н. П. Осипову

В начале 50-х годов прошлого века в фонды Музея музыки из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов поступила балалайка прима.

Уникальная фотография А. В. Александрова

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография, открывающая малоизвестную страницу жизни выдающегося хорового дирижёра и композитора Александра Васильевича Александрова.