Гитара Вобоама

  • 6 июля 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1977 году Музеем музыки была приобретена гитара мастера Жана Баттиста Вобоама. Известное семейство гитарных мастеров по фамилии Вобоам работало в Париже с 1630-х по 1730-е годы. Основателем династии был Рене Вобоам. Его два сына, Александр и Жан Вобоам, изготавливали гитары во второй половине XVII века. Инструменты их работы ныне хранятся в музеях Великобритании и Франции. В Музее музыки в Москве в постоянной экспозиции демонстрируется гитара работы мастера Жана-Батиста Вобоама (также известного как «младший»). Он был выдающимся членом гильдии инструментальных мастеров. Известны семь гитар и две виолы, изготовленные им в период с1697-го по 1730-й годы.
Гитары Вобоамов типичны для XVII века. Это барочные гитары, заметно отличающиеся от классических шестиструнных гитар, широко распространенных в наше время. По своей конструкции барочные гитары занимают как бы промежуточное место между лютнями и классическими гитарами. От средневековой лютни барочная гитара заимствует пять двойных (то есть парных) струн, поэтому такие гитары называют ещё пятихорными. В отличие от нее классическая гитара имеет шесть одинарных струн, что было связано с развитием виртуозной техники игры.
Барочные гитары отличаются плавными линиями восьмеркообразного корпуса (появляется «талия»). В дальнейшей эволюции «талия» корпуса гитар становится более рельефно выраженной. От лютни барочная гитара заимствует навязные жильные лады. В дальнейшем классическая гитара получает врезные металлические лады, более прочные и выносливые в использовании.
Колки (на которые крепятся струны) барочных гитар, подобно лютневым, были деревянными, в форме конуса. А вот головка стала прямой, а не отогнутой, как у лютни.
Все эти особенности мы наблюдаем у гитар, изготовленных мастерами семейства Вобоам, в том числе у гитары работы Жана Баттиста, представленной в экспозиции Музея музыки в Москве.
Гитара Вобоама
У гитар Вобоамов на колковой пластине обычно ставилась подпись — автограф мастера и дата. Инструменты имели характерное декорирование: окантовка деки и других частей гитары выполнена в диагональном рисунке из слоновой кости и черного дерева. Окончания подставки украшены резными накладками из черного дерева в форме цветов. Мастера семейства Вобоам создавали как стандартные инструменты (с корпусом из кедра или орехового дерева и инкрустациями черным деревом и слоновой костью), так и более роскошные, включающие инкрустации черепаховым панцирем и перламутром.
Многие картины и гравюры XVII века, а также произведения искусства Жан-Антуан Ватто и Жан-Марк Наттье свидетельствуют о славе гитар мастеров Вобоам среди любителей.
Пятихорная барочная гитара держалась очень долго. Даже в конце XVIII века, когда ее стали вытеснять шестиструнная и другие виды гитар, продолжали выходить сборники табулатур именно для пятихорной барочной гитары. Во второй половине ХХ века возрождается интерес исполнителей и слушателей к барочной гитаре.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.