Виолончель, принадлежавшая Даниилу Шафрану

Выпуск 249
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
С внутренней стороны нижней деки виолончели имеется этикет братьев Антонио и Джироламо Амати (Кремона, 1630 год). По надписи на втором этикете мы узнаем, что в 1852 году виолончель реставрировал Антон Зитт. Он был известным в Праге скрипичным мастером и реставратором итальянских инструментов, работал по моделям Страдивари и Гварнери дель Джезу.
Как у большинства струнных смычковых инструментов, используемых в концертной практике, так и у данной музейной виолончели была заменена шейка (на более длинную) для улучшения ее звучания в концертных залах. Эта виолончель, на которой Даниил Борисович начал играть еще в юности и с которой он не расставался всю свою творческую жизнь, превосходно звучала в его руках. Игра Даниила Шафрана отличалась яркой эмоциональностью, работал он над огромным репертуаром с большой интенсивностью. Неслучайно поэтому после передачи виолончели в Музей, она прошла еще одну реставрацию, после чего стала демонстрироваться в постоянной экспозиции музыкальных инструментов.
Виолончель, принадлежавшая Даниилу Шафрану
13 января этого года Даниилу Борисовичу Шафрану исполнилось бы 95 лет. Он умер в возрасте 74 лет. Родился в Петрограде в семье музыкантов: его отец был виолончелистом, а мать— пианисткой. С восьми лет Даниил начал заниматься музыкой под руководством своего отца — Бориса Семёновича Шафрана, возглавлявшего виолончельную группу симфонического оркестра Ленинградской филармонии. С десяти лет Даниил Шафран стал заниматься в особой детской группе при Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова под руководством профессора Александра Яковлевича Штримера, по классу виолончели которого в 1950 году и окончил Ленинградскую консерваторию. Еще в возрасте 14 лет (в 1937 году) Шафран завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов в Москве. В том же году была сделана его первая грамзапись — Вариации на тему рококо Петра Ильича Чайковского.
В 1943 году Даниил Шафран становится солистом Московской филармонии. После окончания войны — в 1946 году — он исполнил (в ансамбле с автором) виолончельную сонату Дмитрия Шостаковича, которая была записана на пластинку. В 1949 году был удостоен 1-й премии конкурса Международного фестиваля молодёжи и студентов в Будапеште.
Даниил Шафран исполнял и записывал обширный репертуар: концерты Шумана, Дворжака, Мийо, Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича; все сонаты Бетховена и Брамса, все шесть сюит Баха, сочинения Равеля, Дебюсси, и современную музыку: первый концерт Тихона Хренникова, оба концерта Дмитрия Кабалевского, а также сочинения Бориса Чайковского, Альфреда Шнитке. Игра Даниила Шафрана отличалась уникально певучим звуком, тонкой поэтичностью, артистизмом, яркой виртуозностью.
Даниил Борисович также много времени уделял преподавательской деятельности. Давал мастер-классы в Германии, Люксембурге, Италии, Англии, Финляндии, Японии. Был председателем жюри многих международных виолончельных конкурсов. Он же — первым из советских музыкантов — был избран почётным академиком Всемирной академии музыкантов в Риме.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.