Виолончель, принадлежавшая Даниилу Шафрану

  • 5 июля 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
С внутренней стороны нижней деки виолончели имеется этикет братьев Антонио и Джироламо Амати (Кремона, 1630 год). По надписи на втором этикете мы узнаем, что в 1852 году виолончель реставрировал Антон Зитт. Он был известным в Праге скрипичным мастером и реставратором итальянских инструментов, работал по моделям Страдивари и Гварнери дель Джезу.
Как у большинства струнных смычковых инструментов, используемых в концертной практике, так и у данной музейной виолончели была заменена шейка (на более длинную) для улучшения ее звучания в концертных залах. Эта виолончель, на которой Даниил Борисович начал играть еще в юности и с которой он не расставался всю свою творческую жизнь, превосходно звучала в его руках. Игра Даниила Шафрана отличалась яркой эмоциональностью, работал он над огромным репертуаром с большой интенсивностью. Неслучайно поэтому после передачи виолончели в Музей, она прошла еще одну реставрацию, после чего стала демонстрироваться в постоянной экспозиции музыкальных инструментов.
Виолончель, принадлежавшая Даниилу Шафрану
13 января этого года Даниилу Борисовичу Шафрану исполнилось бы 95 лет. Он умер в возрасте 74 лет. Родился в Петрограде в семье музыкантов: его отец был виолончелистом, а мать— пианисткой. С восьми лет Даниил начал заниматься музыкой под руководством своего отца — Бориса Семёновича Шафрана, возглавлявшего виолончельную группу симфонического оркестра Ленинградской филармонии. С десяти лет Даниил Шафран стал заниматься в особой детской группе при Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова под руководством профессора Александра Яковлевича Штримера, по классу виолончели которого в 1950 году и окончил Ленинградскую консерваторию. Еще в возрасте 14 лет (в 1937 году) Шафран завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов в Москве. В том же году была сделана его первая грамзапись — Вариации на тему рококо Петра Ильича Чайковского.
В 1943 году Даниил Шафран становится солистом Московской филармонии. После окончания войны — в 1946 году — он исполнил (в ансамбле с автором) виолончельную сонату Дмитрия Шостаковича, которая была записана на пластинку. В 1949 году был удостоен 1-й премии конкурса Международного фестиваля молодёжи и студентов в Будапеште.
Даниил Шафран исполнял и записывал обширный репертуар: концерты Шумана, Дворжака, Мийо, Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича; все сонаты Бетховена и Брамса, все шесть сюит Баха, сочинения Равеля, Дебюсси, и современную музыку: первый концерт Тихона Хренникова, оба концерта Дмитрия Кабалевского, а также сочинения Бориса Чайковского, Альфреда Шнитке. Игра Даниила Шафрана отличалась уникально певучим звуком, тонкой поэтичностью, артистизмом, яркой виртуозностью.
Даниил Борисович также много времени уделял преподавательской деятельности. Давал мастер-классы в Германии, Люксембурге, Италии, Англии, Финляндии, Японии. Был председателем жюри многих международных виолончельных конкурсов. Он же — первым из советских музыкантов — был избран почётным академиком Всемирной академии музыкантов в Риме.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.