Кларнет

Выпуск 248
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером, работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмó. Основным нововведением Деннера явился клапан на обратной стороне инструмента, помогающий расширить его диапазон. Звуки верхнего регистра кларнета напоминали современникам тембр высокой трубы — кларино, что и дало название инструменту.
В дальнейшем эволюция кларнета заключалась, главным образом, в усовершенствовании его клапанной системы. Во времена Моцарта, который сумел раскрыть выразительные возможности кларнета и расширил его репертуар, бытовал инструмент с простым пятиклапанным механизмом. Тем не менее, в последние годы жизни композитор довольно часто обращался к кларнету. Им были созданы две серенады для духовых инструментов, два квинтета для духовых инструментов с фортепиано и для духовых инструментов и струнных. Одним из последних произведений Моцарта стал концерт для кларнета с оркестром, написанный для выдающегося кларнетиста, друга композитора, Антона Штадлера.
Кларнет
В начале 1810-х годов российский кларнетист Иван Мюллер сконструировал кларнет с 13-ю клапанами и усовершенствованной клапанной системой. Он определил местоположение игровых отверстий, увеличив диаметр каждого из них, строго в соответствии с законами акустики. Позже профессор Королевской школы музыки в Мюнхене Карл Берман разработал новую модель инструмента с восемнадцатью клапанами, получившего название кларнета «немецкой» системы. Новая система, явившаяся по существу основой современного кларнета немецкого типа, была принята повсеместно.
Именно такой инструмент представлен в коллекции Российского национального музея музыки. Изготовлен он в небольшом городке на севере Нормандии — Ла-Кутюр-Буссе, который с середины XVIII века славился превосходными мастерами по изготовлению деревянных духовых инструментов. Ствол кларнета, имеющий цилиндрическое сечение, завершается слегка расширяющимся раструбом. Мундштук, колена и раструб используются для подстройки инструмента посредством раздвижения, причем каждая часть воздействует на свою область диапазона. Трость кларнета представляет собой сточенную кверху прямоугольную пластинку из специального вида тростника — арундо.
В экспозиции музея представлены также разновидности кларнета — малый, альтовый (бассетгорн) и бас-кларнет.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.