Кларнет

  • 4 июля 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером, работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмó. Основным нововведением Деннера явился клапан на обратной стороне инструмента, помогающий расширить его диапазон. Звуки верхнего регистра кларнета напоминали современникам тембр высокой трубы — кларино, что и дало название инструменту.
В дальнейшем эволюция кларнета заключалась, главным образом, в усовершенствовании его клапанной системы. Во времена Моцарта, который сумел раскрыть выразительные возможности кларнета и расширил его репертуар, бытовал инструмент с простым пятиклапанным механизмом. Тем не менее, в последние годы жизни композитор довольно часто обращался к кларнету. Им были созданы две серенады для духовых инструментов, два квинтета для духовых инструментов с фортепиано и для духовых инструментов и струнных. Одним из последних произведений Моцарта стал концерт для кларнета с оркестром, написанный для выдающегося кларнетиста, друга композитора, Антона Штадлера.
Кларнет
В начале 1810-х годов российский кларнетист Иван Мюллер сконструировал кларнет с 13-ю клапанами и усовершенствованной клапанной системой. Он определил местоположение игровых отверстий, увеличив диаметр каждого из них, строго в соответствии с законами акустики. Позже профессор Королевской школы музыки в Мюнхене Карл Берман разработал новую модель инструмента с восемнадцатью клапанами, получившего название кларнета «немецкой» системы. Новая система, явившаяся по существу основой современного кларнета немецкого типа, была принята повсеместно.
Именно такой инструмент представлен в коллекции Российского национального музея музыки. Изготовлен он в небольшом городке на севере Нормандии — Ла-Кутюр-Буссе, который с середины XVIII века славился превосходными мастерами по изготовлению деревянных духовых инструментов. Ствол кларнета, имеющий цилиндрическое сечение, завершается слегка расширяющимся раструбом. Мундштук, колена и раструб используются для подстройки инструмента посредством раздвижения, причем каждая часть воздействует на свою область диапазона. Трость кларнета представляет собой сточенную кверху прямоугольную пластинку из специального вида тростника — арундо.
В экспозиции музея представлены также разновидности кларнета — малый, альтовый (бассетгорн) и бас-кларнет.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.