Гитара цыганки Тани

  • 2 июля 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Один из самых притягательных экспонатов постоянной экспозиции Музея музыки — гитара работы известного московского мастера Ивана Яковлевича Краснощекова, изготовленная им в 1834 году. Эта гитара принадлежала заслуженному артисту РСФСР собирателю цыганского фольклора музыканту Николаю Николаевичу Кручинину (настоящая фамилия Хлебников).
В собирании цыганского фольклора большую помощь Николаю Николаевичу оказывала Мария Николаевна Николаева (родственница Кручинина по отцу). Она была не только певицей с гибким, выразительным голосом, но и автором нескольких цыганских романсов, из которых особой популярностью пользовался вальс-романс «В час роковой», сочиненный ею в 1876 году и включенный Львом Николаевичем Толстым в драму «Живой труп».
Мария Николаевна Николаева дружила с известной московской певицей-цыганкой 30-х годов ХIХ-го века, солисткой хора Ильи Соколова — Татьяной Дмитриевной Демьяновой, известной под именем «цыганки Тани». Цыганка Таня была отмечена вниманием Пушкина и воспета в стихотворениях Языкова. Николаева была соседкой Демьяновой по дому (они обе жили на Бронной улице), и Татьяна Дмитриевна охотно делилась воспоминаниями о своем далеком прошлом. Рассказывала она и о встречах с Пушкиным, особенно о той, которая произошла в доме Нащокина за несколько дней до свадьбы поэта.
Гитара цыганки Тани
Отметим, кстати, что рассказы цыганки Тани заинтересовали писателя-романиста Болеслава Маркевича. Он записал их в 1874 году и через 11 лет опубликовал в виде очерка «Цыганка Таня о Пушкине и Языкове».
У Татьяны Демьяновой была гитара работы Краснощекова. Находясь уже в преклонном возрасте, певица подарила ее Марии Николаевне. Этот инструмент и увидел у Марии Николаевой Николай Кручинин, когда в 1910 году начал записывать от нее цыганские песни и романсы. Впоследствии, в 1917-м, он получил гитару в подарок.
Николай Николаевич не только бережно хранил гитару цыганки Тани, но и выступал с ней почти во всех своих концертах. Эта гитара была с ним и в поездках в воинские части во время Великой Отечественной войны.
При первом беглом знакомстве с данной историей можно подумать, что звучание этой гитары цыганки Тани слышал великий Пушкин. Однако если сопоставить дату изготовления инструмента — 1834 ‑ и год свадьбы поэта — 1831 (а позже он к цыганам не заезжал и с цыганкой Таней не виделся), становится ясно, что эту гитару Александр Сергеевич слышать не мог. Тем не менее, на всех московских выставках, посвященных Пушкину, она неизменно экспонируется как предмет данной эпохи, непосредственно связанный с талантливой цыганской певицей — человеком, общавшимся с поэтом, а также как предмет, фокусирующий в себе целый пласт современной Пушкину русской культуры.
Многие любители музыки, музыканты и артисты приходят в Музей специально, чтобы взглянуть на знаменитую гитару. В том числе с этой целью нередко посещал Музей и Иван Иванович Ром-Лебедев, основатель цыганского театра «Ромэн».

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.