Афиша семейного концерта

Выпуск 245
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фонде композитора Николая Карловича Метнера хранится необычная афиша домашнего концерта, состоявшегося в доме Метнеров в Москве 25 февраля 1897 года. Необычность ее заключается в том, что эта афиша рукописная и вдобавок иллюстрирована рисунком с изображением ангелов на фоне цветущего дерева и целующихся голубков. В нижнем углу афиши стоит подпись художника Виктора Штембера, двоюродного брата Николая Метнера.
Афиша семейного концерта
Виктор Штембер, в свое время известный и модный живописец, принадлежал к группе художников так называемого салонного академизма. Он учился в петербургской Академии художеств и в Парижской Академии, выставлялся в парижском Салоне, был постоянным участником выставок Товарищества художников в Санкт-Петербурге. Художник писал портреты своих друзей и родственников, деревенских детей, артистов и балерин. Его картины тиражировались в виде цветных открыток. В московскую мастерскую художника стремились попасть все знатные люди того времени.
Домашние концерты в семье Метнеров не были редкостью, но этот — совершенно особенный. Это было торжество по случаю серебряной свадьбы родителей композитора. У Карла Петровича Метнера, одного из директоров акционерной компании «Московская кружевная фабрика» и его жены Александры Карловны было пятеро детей: старшему Эмилию, студенту юридического факультета Московского университета в 1897 году исполнилось 25 лет, младший, Николай, учился в Московской консерватории. Он горячо любил свою мать и в письмах обращался к ней не иначе, как «моя милая, драгоценная мамочка», «душечка», «моя золотая мамочка».
В доме существовала традиция устраивать домашние концерты с участием Николая и Александра Метнеров и их двоюродного брата, Александра Гедике, который окончил консерваторию годом раньше Николая.
Так серебряная свадьба родителей превратилась в веселый праздник, длившийся целый день — концерт в двух отделениях начинался «Свадебным маршем» Мендельсона. Два вокальных номера — арию из «Свадьбы Фигаро» Моцарта и Романс Луиджи Денца исполнила жена художника Надежда Дмитриевна Штембер, певица, в молодости бравшая уроки пения у Полины Виардо-Гарсиа. Дирижировал самый старший участник концерта Федор Карлович Гедике, дядя Николая Метнера, органист церкви святого Людовика. Александр Гедике представил на суд слушателей свой Триумфальный марш для оркестра. Николай Метнер исполнил Пастораль, написанную им в шестнадцать лет, и иместе с Гедике-младшим в четыре руки — Марш для двух фортепиано, посвященный, как указано в рукописи, «моим дорогим родителям».
К счастью, афиша сохранилась в семейном архиве как редкий документ эпохи, рассказывающий о жизни большой и дружной семьи, о традициях семейных праздников и домашнего музицирования.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.