Танпура, принадлежавшая Сергею Баласаняну
Выпуск 243
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыковед Карина Сергеевна Баласанян проработала в Музее более 30 лет и, будучи главным хранителем фондов, передала в дар Музею музыки в 1999 году музыкальные инструменты, принадлежавшие ее отцу, известному советскому композитору Сергею Артемьевичу Баласаняну.
Своим творчеством Сергей Артемьевич Баласанян олицетворял характерное для середины ХХ века стремление к художественному синтезу разных национальных традиций. В его сочинениях получили органичное соединение ветви восточной и европейской музыкальных культур. Армянин по происхождению, он, естественно, тяготел к традициям своего народа; интонации армянской народной музыки ощущаются почти во всех его сочинениях. В середине 1950-х годов Сергей Артемьевич обращается к индийской теме. В начале это музыка для радиопостановок («Древо воды» и «Цветы красные»). Индия, особенно после поездки в эту страну в 1961 году, буквально заворожила и увлекла Баласаняна. Он пристально изучал ее историю, культуру, архитектуру, литературу, фольклор. В это же время началось его общение, а впоследствии и дружба, с рядом индийских музыкантов, в том числе с Рави Шанкаром. Одно за другим появляются «индийские» сочинения композитора: «Рапсодия на темы Рабиндраната Тагора» для симфонического оркестра, «Шесть песен Тагора», балет «Шакýнтала», вокально-инструментальный цикл «Аметист». За балет «Шакунтала» Сергею Баласаняну была присуждена международная премия имени Джавахарлала Неру. Премьера балета состоялась в Риге в 1963 году. А в 1979–м балет был поставлен в Москве в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В собрании музыкальных инструментов Сергея Баласаняна присутствуют наряду с армянскими, таджикскими и узбекскими инструментами, также индийские — кхарталь (парные трещотки), гунгру из гирлянды бубенчиков, храмовая тарелочка манжира, парный барабанчик табла и струнный щипковый инструмент танпура.
Поступившая в коллекцию Музея танпура изготовлена в столице Индии Нью-Дели в третьей четверти ХХ века. Это инструмент типа лютни, с длинной шейкой; широко распространен в Индии и ряде стран Южной Азии. Танпура достигает общей длины полтора метра. По некоторым версиям происхождение названия идет от санскритского tumba (в переводе «тыква»), или от имени мифического музыканта Тумбуру.
По конструкции танпура напоминает ситар, имеет такой же крупный резонатор из хорошо выдолбленной тыквы, но шейка не имеет ладов: струны звучат только в открытом состоянии. Их, как правило, четыре. Внизу струны поддерживаются подставкой из кости. Эта подставка называется «меру»: от названия символической горы, являющейся в мифологии индуизма центром мироздания. Костяная подставка имеет изогнутую конструкцию, благодаря которой струны вибрируют особым образом, создавая типичный для танпуры род призвуков. Используется танпура, как правило, для создания фонового аккомпанемента (бурдона) при исполнении раги.
Различные школы мастеров, изготавливающих танпуры, по-разному декорируют инструменты. Корпус музейной танпуры украшен крупными накладными резными лепестками. На деке — инкрустации костью в виде двух павлинов и растительного орнамента; по краям деки и головки — инкрустации костью и черной пастой в форме геометрического орнамента.
Звучание танпуры отличается богатейшей палитрой призвуков, своей звенящей звучностью создает тот своеобразный звуковой «эфир», в котором происходит развертывание раги. В современной концертной практике танпура используется исключительно в составе концертного ансамбля наряду с солистом-инструменталистом или вокалистом, а также с музыкантом, играющим на индийских барабанах.