Танпура, принадлежавшая Сергею Баласаняну

  • 25 июня 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Музыковед Карина Сергеевна Баласанян проработала в Музее более 30 лет и, будучи главным хранителем фондов, передала в дар Музею музыки в 1999 году музыкальные инструменты, принадлежавшие ее отцу, известному советскому композитору Сергею Артемьевичу Баласаняну.
Своим творчеством Сергей Артемьевич Баласанян олицетворял характерное для середины ХХ века стремление к художественному синтезу разных национальных традиций. В его сочинениях получили органичное соединение ветви восточной и европейской музыкальных культур. Армянин по происхождению, он, естественно, тяготел к традициям своего народа; интонации армянской народной музыки ощущаются почти во всех его сочинениях. В середине 1950-х годов Сергей Артемьевич обращается к индийской теме. В начале это музыка для радиопостановок («Древо воды» и «Цветы красные»). Индия, особенно после поездки в эту страну в 1961 году, буквально заворожила и увлекла Баласаняна. Он пристально изучал ее историю, культуру, архитектуру, литературу, фольклор. В это же время началось его общение, а впоследствии и дружба, с рядом индийских музыкантов, в том числе с Рави Шанкаром. Одно за другим появляются «индийские» сочинения композитора: «Рапсодия на темы Рабиндраната Тагора» для симфонического оркестра, «Шесть песен Тагора», балет «Шакýнтала», вокально-инструментальный цикл «Аметист». За балет «Шакунтала» Сергею Баласаняну была присуждена международная премия имени Джавахарлала Неру. Премьера балета состоялась в Риге в 1963 году. А в 1979–м балет был поставлен в Москве в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В собрании музыкальных инструментов Сергея Баласаняна присутствуют наряду с армянскими, таджикскими и узбекскими инструментами, также индийские — кхарталь (парные трещотки), гунгру из гирлянды бубенчиков, храмовая тарелочка манжира, парный барабанчик табла и струнный щипковый инструмент танпура.
Танпура, принадлежавшая Сергею Баласаняну
Поступившая в коллекцию Музея танпура изготовлена в столице Индии Нью-Дели в третьей четверти ХХ века. Это инструмент типа лютни, с длинной шейкой; широко распространен в Индии и ряде стран Южной Азии. Танпура достигает общей длины полтора метра. По некоторым версиям происхождение названия идет от санскритского tumba (в переводе «тыква»), или от имени мифического музыканта Тумбуру. По конструкции танпура напоминает ситар, имеет такой же крупный резонатор из хорошо выдолбленной тыквы, но шейка не имеет ладов: струны звучат только в открытом состоянии. Их, как правило, четыре. Внизу струны поддерживаются подставкой из кости. Эта подставка называется «меру»: от названия символической горы, являющейся в мифологии индуизма центром мироздания. Костяная подставка имеет изогнутую конструкцию, благодаря которой струны вибрируют особым образом, создавая типичный для танпуры род призвуков. Используется танпура, как правило, для создания фонового аккомпанемента (бурдона) при исполнении раги.
Различные школы мастеров, изготавливающих танпуры, по-разному декорируют инструменты. Корпус музейной танпуры украшен крупными накладными резными лепестками. На деке — инкрустации костью в виде двух павлинов и растительного орнамента; по краям деки и головки — инкрустации костью и черной пастой в форме геометрического орнамента.
Звучание танпуры отличается богатейшей палитрой призвуков, своей звенящей звучностью создает тот своеобразный звуковой «эфир», в котором происходит развертывание раги. В современной концертной практике танпура используется исключительно в составе концертного ансамбля наряду с солистом-инструменталистом или вокалистом, а также с музыкантом, играющим на индийских барабанах.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.

Образ Мефистофеля в интерпретации Ф. И. Шаляпина

В фотоархиве Музея музыки представлен во всей полноте образ Мефистофеля в исполнении Федора Ивановича Шаляпина.

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.