Майолика М. Врубеля «Морской царь»

  • 21 июня 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Знаменитые майолики Михаила Врубеля — «Весна» и «Снегурочка», «Лель» и «Мизгирь», «Волхова», «Садко» и «Морской царь» были созданы на темы опер Н. Римского-Корсакова «Снегурочка и „Садко“. Эти великолепные работы мастера — самые необычные иллюстрации к операм великого музыкального сказочника.
Майолика М. Врубеля «Морской царь»
Михаил Врубель — мастер многогранного художественного дарования — воплотил в своем творчестве идею синтеза искусств. Монументальные росписи, станковая живопись и графические произведения, театральные декорации и архитектура, скульптура и керамика — каждый вид художественной деятельности получает в его исполнении новые выразительные возможности. «Во всем, что он делал, была какая-то безошибочность», — отмечал современник Врубеля, художник Александр Головин.
Вторая половина 1890-х гг. в жизни и творчестве Михаила Врубеля тесно связана с ярким явлением отечественной культуры, известным как Абрамцевский художественный кружок. Село Абрамцево — усадьба «московского Медичи» Саввы Мамонтова — притягивало лучших художников своего времени. Под «вдохновляющим деспотизмом» этого коллекционера и мецената раскрывается талант Александра Головина, Михаила Нестерова, Константина Коровина, Валентина Серова, Ивана Билибина, братьев Васнецовых. Здесь создается новый стиль — вариант европейского модерна на национальной основе.
В 1889 году Савва Мамонтов открывает в Абрамцеве гончарную мастерскую, где начинается работа с поливной керамикой — «майоликой». Для руководства мастерской Мамонтов приглашает керамиста-технолога Петра Ваулина, который искусно превращает поверхность глиняных изделий в сверкающую драгоценность.
В мастерской пробуют силы многие художники абрамцевского кружка, но именно Врубель поднимает это ремесло до уровня настоящего художественного явления. Он не только создает графические эскизы керамических вещей, но с интересом занимается ремесленным процессом их изготовления. В гончарных мастерских Абрамцева Врубель бесконечно экспериментирует, создавая изразцы для печей, блюда и вазы, чаши, скульптурные композиции.
Тема моря была близка художнику, и образы морских фантастических существ ему особенно удавались. Врубель участвовал в оформлении постановки оперы «Садко» в Московской частной опере Мамонтова в 1897 году, после чего написал картину «Прощание Морской царевны с Морским царем», акварель «Морская царевна» и создал майоликовые скульптуры, изображающие этих существ. Морской царь был выполнен в различных цветовых вариантах. Морской царь, хранящийся в Русском музее, — в темно- синем цвете морских глубин, в завихрениях то ли волос, то ли волн. Существует многоцветный вариант: темно-синее лицо окружено зелеными волнами с бело-желтыми барашками. В Музее музыки представлен еще один вариант — монохромный, цвета сияющего перламутра.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.

Образ Мефистофеля в интерпретации Ф. И. Шаляпина

В фотоархиве Музея музыки представлен во всей полноте образ Мефистофеля в исполнении Федора Ивановича Шаляпина.

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.