Шаляпин в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

Выпуск 234
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Роль Варяжского гостя в опере «Садко» была одной из первых работ Фёдора Ивановича Шаляпина в Московской частной опере Мамонтова. Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, был одним из тех художественно одарённых самородков, которые прославили русское искусство конца XIX — начала XX века. Он создал собственный оперный театр, на сцене которого шли оперы современных русских композиторов. Мамонтов сумел вдохновить и объединить вокруг своего театра передовых талантливых людей искусства: дирижеров Рахманинова и Ипполитова-Иванова, художников Врубеля, Коровина, Поленова, Серова, певцов Забелу-Врубель и Шаляпина.
Мамонтов первым разглядел в Шаляпине, застенчивом и неумелом молодом певце, будущее великое дарование и уговорил его перейти из Императорского театра в свою частную труппу. С первых же шагов Шаляпин ощутил поддержку и внимание к каждому своему творческому замыслу. Мамонтов говорил: «Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!»
«Впервые в жизни, — вспоминал Шаляпин, — я почувствовал себя свободным, сильным, способным победить все препятствия. У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все особенные черты моей артистической натуры, моего темперамента».
Премьера оперы Римского-Корсакова «Садко» состоялась 26 декабря 1897 (7 января 1898 по новому стилю) и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. Прима-балерина Иола Торнаги, поставила балетные сцены в подводном царстве, к которым художники Коровин и Малютин написали великолепные декорации. «В подводное царство спустилось страшное глазастое чудище; оно качалось и вращало глазами, распуская огромные плавники, — писал актер и режиссер Шкафер, — дно было затянуто морскими водорослями, в пролетах светились морские звезды, и проплывали через сцену затейливые рыбы и разнообразные морские обитатели причудливых форм и красок; освещенное морское дно казалось волшебным царством».
Шаляпин в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
Полному торжеству спектакля способствовал Шаляпин в партии Варяжского гостя. Суровая мощь, грозное величие созданного гениальным артистом образа поражали слушателей. В оркестровом сопровождении арии явственно слышатся тяжёлые удары морского прибоя, придающие музыке угрюмый и мощный колорит.
Фотограф Чеховский запечатлел Шаляпина в роли Варяжского гостя. Могучий северный богатырь в кольчуге стоит, опершись на секиру. Певец, создавший на сцене брутальный образ, оставил на фотографии неожиданно нежную и трогательную надпись на корявом итальянском языке «Пожалуйста, не забывай своего Федю и верь, что он тебя очень, очень любит. Москва, 15 февраля 1898». Имя адресата посвящения не указано. Предположение может быть только одно — это Иола Торнаги, будущая жена Шаляпина. Летом того же года состоится их свадьба.

Последние выпуски программы

Бювар для Шаляпина

Бюварами назывались также роскошные папки для поздравительных адресов, которые изготовляли на заказ в единичном экземпляре. Таков бювар для адреса, преподнесённого Фёдору Шаляпину.

Трофейный подарок

В одной из витрин Музея музыки хранятся карманные часы в мельхиоровом корпусе. Это офицерские часы начала 1940-х годов, которые швейцарская фирма ZENITH (Зенит) поставляла для немецкой армии.

Концертное платье Галины Бариновой

Часто вещи живут гораздо дольше своих хозяев и хранят в себе настоящие тайны. В коллекции Музея музыки хранится скромное концертное платье черного цвета, с длинным рукавом.

Поиск по сайту