Рахманинов и сестры Скалон
Выпуск 233
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фотография из фонда Сергея Васильевича Рахманинова напоминает сцену из старинной пьесы: на террасе деревенского дома три девушки в длинных платьях и нарядных шляпках заняты чтением и рукоделием; компанию им составляет молодой человек в белом картузе. Фотограф запечатлел молодого Сергея Рахманинова и сестер Наталью, Веру и Людмилу Скалон, которые так много значили в его жизни.
Впервые Рахманинов познакомился с семейством генерала Скалона, когда гостил у своих родственников в тамбовском имении Ивановка в 1890 году. В то лето в имение съехалось много молодежи от 15 лет до 21 года. Сестра хозяина Ивановки Александра Александровича Сатина — Елизавета Александровна Скалон привезла трех своих дочерей. Вместе с молодыми Сатиными — Александром, Володей, Наташей и Соней — они составили компанию, в которую прекрасно вписался семнадцатилетний ученик консерватории Сергей Рахманинов. Всем сестрам он дал шутливые прозвища: старшую, Наталью, звал Ментором, среднюю, Веру — отчего-то психопатушкой, а младшую, Людмилу — Цукиной (производное от фамилии итальянской певицы Цукки).
В Ивановке было достаточно времени и для игр, и для разговоров, и для работы. Для каждой из сестер Рахманинов написал по романсу с посвящением, а для всех троих — пьесу для фортепиано в шесть рук на тему вальса, сочиненного Натальей. Увлеченность Сергея Натальей, а особенно Верой была очевидна, к тому же Вера не скрывала ответных чувств. Родители решительно противились браку дочери с нищим музыкантом, но со временем отношения стали скорее братскими, и Сергей стал своим в доме Скалонов. Он был окружен любовью и заботой сестер: в 1902 году, когда Рахманинов сильно страдал от безденежья, сестры, сложив свои невеликие сбережения, купили для него пальто. После провала первой симфонии они дали Рахманинову денег на дорогу, чтобы он смог уехать в Новгород к бабушке.
В 1897 году сестры уговорили родителей пригласить Рахманинова на лето в свое имение Игнатово в Нижегородской губернии и сами отправились за ним в Москву. Сергей страдал от невралгических болей в спине, ногах и руках, и Наталья с Людмилой везли его в тарантасе, обложенного подушками. Спокойная жизнь в Игнатово, наслаждение чудесной природой, катанье на лодке, кумыс быстро излечили Рахманинова.
В Игнатово и была сделана эта совместная фотография на террасе старого деревянного дома. Слева направо: Вера, Наталья, Людмила (сидит спиной к фотографу), Сергей. На обороте надпись карандашом: «Татуша, Леля, Вера и Сережа (у него болели зубы). Лето 1897 года имение Игнатово». Надпись сделана Людмилой Дмитриевной Ростовцовой (Скалон), которая подарила фотографию музею в 1955 году.
Отношения Рахманинова с сестрами Скалон оставались по-прежнему дружескими, в письмах к Наталье он поверял ей самые сокровенные мысли, но в Москве его ждала Наталья Сатина — будущая супруга. Их венчание состоялось в 1902 году. Перед свадьбой Рахманинов написал Наталье Скалон: «Простите мне и пришлите мне подарок и пожалейте меня». Невеста одевалась к венцу у своей двоюродной сестры Веры Скалон, которая жила в Москве.
Вера так и не смогла разлюбить Сергея. Она хранила сотню писем Рахманинова к ней, но, выходя замуж за друга детства Сергея Толбузина, сожгла их. Наталья очень переживала отъезд Рахманинова в 1917 году и пережила друга юности лишь на несколько месяцев. Людмила, в замужестве Ростовцова, написала воспоминания о Рахманинове, из которых мы и узнали все подробности юношеской любви-дружбы.
Музыка: романс «В молчаньи ночи тайной», посвященный Вере Скалон.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.