Шаляпин и фирма «Брокар»

Выпуск 232
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из мемориальных предметов в фонде Шаляпина — флакон духов «Федор Шаляпин». Федор Иванович, как и все российские подданные, прекрасно знал и высоко ценил продукцию этой прославленной, награждённой многими медалями, фирмы. Империя Брокара была широко признана и в России и за рубежом. Своё дело Генрих Брокар поставил на широкую ногу. Француз по рождению, он стал основоположником традиций русской парфюмерной школы. Глава фирмы был разносторонним человеком, сочетавшим в себе и удачливого бизнесмена, и великолепного химика, и даже знатока искусств.
Шаляпин и фирма «Брокар»
До Брокара предметы личной гигиены считались роскошью и, как правило, ввозились из-за рубежа. Брокар предложил замену дорогому мылу, ориентируясь на массового покупателя. По совету жены, он начал с детей и на свет появилось познавательное «Детское» мыло, на каждом бруске которого была оттиснута какая-нибудь буква русского алфавита; затем появилось «Янтарное», «Медовое», мыло в виде шара и в виде зелёного огурца и, наконец, чрезвычайно дешевое «Народное» — по копейке за кусок.
Большое внимание уделялось названиям и дизайну упаковок. Например, в рекламных целях, на бумажных обёртках мыла печатались схемы вышивок крестом в русском стиле. Все это придумывала жена Брокара — Шарлотта Брокар, которую с полным правом можно было назвать первой в России женщиной-менеджером.
После смерти Генриха Брокара его дело продолжили сыновья. В 1914 году фирма праздновала свое 50-летие. Юбилей широко отмечался в обеих столицах, роскошный каталог фирмы создавался замечательными художниками и был напечатан в типографии поставщика двора Его Императорского Величества А. Левенсона. Тираж каталога был невелик и рассылался только высокопоставленным особам и наиболее знаменитым артистам, художникам, музыкантам. Получил такой каталог и Фёдор Иванович Шаляпин. Слава Шаляпина в то время была огромной, имя считалось притягательным магнитом для всех слоёв общества. Этим широко пользовались различные предприниматели: витрины и прилавки украшали «шаляпинские» конфеты и шоколад, выпускались гребенки «Шаляпин» и даже «шаляпинские» обои. А на выставке Российского общества канароводства была выставлена в качестве экспоната канарейка «Шаляпин».
В 1916 году к Федору Ивановичу обращается с письмом представитель фирмы «Брокар»:
«Глубокоуважаемый Федор Иванович! С Вашего разрешения мы выпускаем в продажу новые духи, посвященные Вашему имени, образцы которых мы почтительнейше просим Вас принять, как дань нашего глубокого к Вам уважения и почитания Вашего таланта. Надеемся также, что Вы соблаговолите нам дать Ваше позволение и на публикацию в газете о выходе означенных, посвященных Вам, духов».
Вскоре «Шаляпинские» духи появились в продаже. В состав этих духов входил любимый аромат Федора Ивановича — пачули. Этому аромату он не изменял всю жизнь и его дети всегда ассоциировали присутствие в доме отца с разносившимся по комнатам древесным, терпким и изысканным запахом пачули.
Дело, созданное Генрихом Брокаром, оказалось долговечным и сегодня парфюмерная фирма «Брокар» всем нам известна под другим именем — «Новая Заря».

Последние выпуски программы

Французский сервиз Александра Гольденвейзера

В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Поиск по сайту