Шаляпин и фирма «Брокар»
Выпуск 232
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из мемориальных предметов в фонде Шаляпина — флакон духов «Федор Шаляпин». Федор Иванович, как и все российские подданные, прекрасно знал и высоко ценил продукцию этой прославленной, награждённой многими медалями, фирмы. Империя Брокара была широко признана и в России и за рубежом. Своё дело Генрих Брокар поставил на широкую ногу. Француз по рождению, он стал основоположником традиций русской парфюмерной школы. Глава фирмы был разносторонним человеком, сочетавшим в себе и удачливого бизнесмена, и великолепного химика, и даже знатока искусств.
До Брокара предметы личной гигиены считались роскошью и, как правило, ввозились из-за рубежа. Брокар предложил замену дорогому мылу, ориентируясь на массового покупателя. По совету жены, он начал с детей и на свет появилось познавательное «Детское» мыло, на каждом бруске которого была оттиснута какая-нибудь буква русского алфавита; затем появилось «Янтарное», «Медовое», мыло в виде шара и в виде зелёного огурца и, наконец, чрезвычайно дешевое «Народное» — по копейке за кусок.
Большое внимание уделялось названиям и дизайну упаковок. Например, в рекламных целях, на бумажных обёртках мыла печатались схемы вышивок крестом в русском стиле. Все это придумывала жена Брокара — Шарлотта Брокар, которую с полным правом можно было назвать первой в России женщиной-менеджером.
После смерти Генриха Брокара его дело продолжили сыновья. В 1914 году фирма праздновала свое 50-летие. Юбилей широко отмечался в обеих столицах, роскошный каталог фирмы создавался замечательными художниками и был напечатан в типографии поставщика двора Его Императорского Величества А. Левенсона. Тираж каталога был невелик и рассылался только высокопоставленным особам и наиболее знаменитым артистам, художникам, музыкантам. Получил такой каталог и Фёдор Иванович Шаляпин. Слава Шаляпина в то время была огромной, имя считалось притягательным магнитом для всех слоёв общества. Этим широко пользовались различные предприниматели: витрины и прилавки украшали «шаляпинские» конфеты и шоколад, выпускались гребенки «Шаляпин» и даже «шаляпинские» обои. А на выставке Российского общества канароводства была выставлена в качестве экспоната канарейка «Шаляпин».
В 1916 году к Федору Ивановичу обращается с письмом представитель фирмы «Брокар»:
«Глубокоуважаемый Федор Иванович! С Вашего разрешения мы выпускаем в продажу новые духи, посвященные Вашему имени, образцы которых мы почтительнейше просим Вас принять, как дань нашего глубокого к Вам уважения и почитания Вашего таланта. Надеемся также, что Вы соблаговолите нам дать Ваше позволение и на публикацию в газете о выходе означенных, посвященных Вам, духов».
Вскоре «Шаляпинские» духи появились в продаже. В состав этих духов входил любимый аромат Федора Ивановича — пачули. Этому аромату он не изменял всю жизнь и его дети всегда ассоциировали присутствие в доме отца с разносившимся по комнатам древесным, терпким и изысканным запахом пачули.
Дело, созданное Генрихом Брокаром, оказалось долговечным и сегодня парфюмерная фирма «Брокар» всем нам известна под другим именем — «Новая Заря».