70-струнный канон

Выпуск 231
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Канон — древнейший инструмент, часто упоминающийся в трудах средневековых теоретиков XII–XIII веков. Он бытовал в арабских странах, Персии (Иране), Турции и в Закавказье. Особенно популярен канон был в Армении. Его изображения встречаются на надгробиях XVI–XVII веков. Игра на каноне получила свое отображение в творчестве многих восточных поэтов.
Канон из коллекции Российского национального музея музыки создан в Армении в начале прошлого столетия. Это струнный щипковый инструмент с плоским корпусом в форме трапеции с одним острым углом. Его верхняя дека, сделанная из чинары, покрывает бóльшую часть корпуса, в нижнем его конце натягивается кожаная мембрана. На деке имеется три резонаторных отверстия с резными розетками. Двадцать четыре тройные жильные струны настраиваются посредством вращающихся колков. Играют на каноне специальными плектрами-ноготками из эбонита, прикрепленными к металлическим кольцам, которые надеваются на указательные пальцы обеих рук. Во время игры исполнитель держит инструмент на коленях или кладет на стол. Колки должны располагаться слева от исполнителя. Защипывают струны движением к себе. Левой рукой извлекают звуки нижнего регистра, правой — верхнего.
Звук канона матовый, бархатный. Из приемов игры характерны глиссандо, арпеджио. Играют на каноне в основном музыканты-профессионалы. В прошлом, исполнители на тех или иных инструментах считали для себя обязательным владеть игрой на каноне. В ансамбле он выполняет солирующую лидирующую функцию, используется и как виртуозный концертный инструмент и для сопровождения пения классических исполнителей.
70-струнный канон
В средневековой Армении был известен 70-струнный канон. Акоп Гримеци, один из видных ученых эпохи, называл «философом» того музыканта-инструменталиста, который мог настраивать подобный многострунный инструмент в соответствии с определенными правилами звуковых соотношений.
Сейчас в Армении канон продолжает пользоваться популярностью. Игру на нём преподают в Ереванской консерватории имени Комитаса. Современные армянские исполнители на каноне принимают участие в международных музыкальных фестивалях и конкурсах.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.