Благодарственная кантата Сергею Рахманинову

  • 4 июня 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«С далекой родины твоей
Тебе мы шлем привет все разом!
И сердцем, и душой мы скажем
Да здравствует Рахманинов Сергей!»
На эти немудреные, но искренние слова композитор Рейнгольд Морицевич Глиэр написал торжественную музыку для хора с фортепиано (сходство партии фортепиано с аккомпанементом романса «Весенние воды», возможно, не случайно). Сочинение, названное кантатой, было направлено в Америку Сергею Рахманинову в канун Нового года — 29 декабря 1922 года. Рукописную копию Кантаты прислала в музей двоюродная сестра композитора Софья Сатина.
Благодарственная кантата Сергею Рахманинову
«Мы» в тексте кантаты — это друзья Рахманинова, профессора и преподаватели Московской консерватории — Александр Федорович Гедике, Никита Семенович Морозов, Фёдор Фёдорович Кёнеман, Юрий Сергеевич Сахновский, Рейнгольд Морицевич Глиэр и другие — всего 19 человек. Они не только пользовались случаем передать привет композитору, но горячо благодарили его за помощь в голодные 1920-е годы.
О благотворительности Рахманинова написано очень много. Известно, что композитор четверть своих немалых доходов от концертов тратил на помощь бедствующим в России музыкантам, друзьям, знакомым или вовсе незнакомым людям. Он также переводил деньги в благотворительную организацию «Американская администрация помощи для закупки и отправки в Россию продовольственных посылок». Никита Морозов вспоминал, что как-то услышал в банке: «Пол-Москвы получает от Рахманинова».
С одним из самых близких друзей, пианистом Владимиром Робертовичем Вильшау Рахманинов после своего отъезда за границу переписывался на протяжении двадцати лет. Сохранилось 40 писем Вильшау и 15 ответных писем Рахманинова. Зная из писем о бедственном положении Владимира Робертовича, Рахманинов не только начал регулярно высылать ему деньги и продовольственные посылки, но и попросил составить и выслать ему список наиболее нуждающихся профессоров, чтобы оказывать помощь каждому непосредственно. Вильшау так и сделал — в списке было 19 имен. Уже через месяц, 29 декабря все, получившие посылки, отправили коллективное благодарственное письмо Рахманинову. Письмо сопровождалось рукописью благодарственной кантаты Рейнгольда Глиэра на слова Вильшау. «Был очень тронут как словами, так и звуками. Спасибо вам большое», — отвечал Рахманинов.
Для самого Вильшау посылки и денежные переводы, ставшие регулярными и продолжавшиеся до конца жизни Рахманинова, стали поистине спасением. «Получаешь ли ты аккуратно посылки? — не забывал спрашивать Рахманинов. — Я их высылаю ежемесячно каждое первое число». «Глубокоуважаемая Наталья Александровна, — отвечала жена Владимира Робертовича супруге композитора, — спешу благодарить Вас за посылку, которую мы вчера получили от Сергея Васильевича. Для нашего скромного хозяйства это так много! 20 банок молока, 11 фунтов сахарного песку, 2 пуда 27 фунтов белой муки, 27 фунтов рису».
Заканчивая свои письма, Владимир Робертович никогда не забывал благодарить друга за помощь, но, стесняясь, оттягивал выражение благодарности в постскриптум. «Ты конечно, должен быть уверен, что я как дружбу твою, так и помощь твою ценю до слез! У меня на это не хватает слов». К этому могли бы присоединиться многие из тех, кому посылки Рахманинова облегчили или даже спасли жизнь.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.

Образ Мефистофеля в интерпретации Ф. И. Шаляпина

В фотоархиве Музея музыки представлен во всей полноте образ Мефистофеля в исполнении Федора Ивановича Шаляпина.

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.