Гобой немецкой фирмы «Staudte Meuselwitz»

Выпуск 228
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гобой немецкой фирмы «Staudte Meuselwitz» (Штаудте Мейзельвитц) из коллекции Российского национального музея музыки представляет собой тип инструмента, который утвердился в Европе в начале XIX века. А как начиналась история этого инструмента?
Гобой немецкой фирмы «Staudte Meuselwitz»
Предшественниками гобоя в Европе были такие инструменты, как шалмей, крумхорн и бомбарда. В эпоху Ренессанса они звучали повсюду — от королевского двора до деревенского праздника. Изобретение современного гобоя относят ко второй половине XVII века, и приписывают французским мастерам Филидору и Оттетеру. Первым их нововведением было разделение гобоя на три части для удобства хранения и переноса. В дальнейшем было улучшено интонирование, проведён более точный расчёт местоположения звуковых отверстий и добавлены несколько клапанов. Трость также была усовершенствована: теперь музыкант мог управлять её колебаниями непосредственно губами, что улучшало чистоту и красоту звука.
Первым новый инструмент включил в придворный оркестр Жан Батист Люлли. Постепенно гобой вытеснил из оркестра технически менее совершенный крумхорн. С этого времени он не только становится непременным участником военных оркестров, ансамблей, сопровождавших оперные и балетные спектакли, но и широко используется в качестве солирующего инструмента.
В следующем столетии гобой занимает прочное место в симфоническом оркестре и становится излюбленным инструментом А. Вивальди, И. С. Баха и особенно Г. Ф. Генделя. XVIII век можно с полным правом назвать «золотым веком» гобоя.
На протяжении всего XVIII столетия конструкция гобоя почти не менялась: это был двухклапанный инструмент с примитивной механикой. К началу 1820-х годов было увеличено количество клапанов, наметилась тенденция к сужению внутреннего канала, что неизбежно привело к повышению строя гобоя.
Инструмент фирмы «Staudte Meuselwitz» из коллекции Российского национального музея музыки имеет 18 игровых отверстий, 11 из которых снабжены клапанами — 2-мя открытыми и 9-ю закрытыми. Внешний вид гобоя, с конусообразно расширяющимся стволом из желтой древесины, характерен для своего времени. Звук извлекается с помощью трости, состоящей из двух пластинок тонкого тростника. Причем трость гобоя начала XIX века была значительно крупнее современной.

Последние выпуски программы

Бювар для Шаляпина

Бюварами назывались также роскошные папки для поздравительных адресов, которые изготовляли на заказ в единичном экземпляре. Таков бювар для адреса, преподнесённого Фёдору Шаляпину.

Трофейный подарок

В одной из витрин Музея музыки хранятся карманные часы в мельхиоровом корпусе. Это офицерские часы начала 1940-х годов, которые швейцарская фирма ZENITH (Зенит) поставляла для немецкой армии.

Концертное платье Галины Бариновой

Часто вещи живут гораздо дольше своих хозяев и хранят в себе настоящие тайны. В коллекции Музея музыки хранится скромное концертное платье черного цвета, с длинным рукавом.

Поиск по сайту