Пианино «Pleyel»

  • 30 мая 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Плейель — одна из ведущих французских фирм по производству клавишных инструментов. Основана она популярным в свое время композитором и пианистом Игнацем Плейелем в 1807 году в Париже.
Плейель родился в 1757 году в местечке Рупперсталь близ Вены. Композиции он учился у Йозефа Гайдна, затем совершенствовался в Италии, где с успехом была поставлена его первая опера «Ифигения». При жизни композитора наибольшей известностью пользовались его симфонии и струнные квартеты, высокую оценку которым дал Вольфганг Амадей Моцарт. Также были популярны произведения, явившиеся откликом на революционные события во Франции — «Гимн Свободе» на слова Руже де Лилля и программная симфония «Революция 10 августа, или Аллегорический набат» для хора, оркестра и 7 колоколов, где использованы французские революционные песни.
С 1795 года Плейель жил в Париже. Там он основал музыкальное издательство, а затем фортепианную фабрику. Из-за коммерческого успеха предприятия Плейель постепенно отошёл от композиторского творчества.
После его смерти фирмой руководил Камилл Плейель, сын основателя, затем известный пианист Фридрих Калькбреннер и Огюст Вольф, которым был сделан ряд конструктивных усовершенствований. Инструменты «Плейель» ценились за лёгкость и певучесть звука. Их предпочитали Фридерик Шопен, Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг и другие композиторы и пианисты. В 1838 году фирма открыла в Париже специально построенный «Зал Плейель», где и поныне проходят симфонические и камерные концерты.
Пианино «Pleyel»
Пианино фирмы «Pleyel» из коллекции Российского национального музея музыки поражает своим богатым декоративным убранством. Использование ценной породы дерева — розового палисандра, бронзовые позолоченные украшения характерны для стиля рококо. В центре верхней и нижней частей корпуса, а также на боковых панелях, помещены маскароны в виде лица юноши, переходящие в акантовый орнамент. Привлекают внимание очаровательные путти-амурчики и оформленные в виде изящных женских фигурок с крыльями ножки инструмента. На боковинах можно увидеть композиции из музыкальных инструментов, колчана со стрелами, кистей и гирлянд из листьев.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.