Виолончель-пикколо

  • 24 мая 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В Российском национальном музее музыки посетители могут увидеть редко встречающийся музыкальный инструмент. Это виолончель-пикколо, которая является малой разновидностью виолончели. Появилась она в Европе в начале XVIII века. От обычной виолончели инструмент отличается наличием дополнительной пятой струны. Небольшая мензура виолончели-пикколо позволяла исполнять виртуозные произведения, недоступные «большой» виолончели того времени.
Виолончель-пикколо
В рукописях И. С. Баха неоднократно упоминается пятиструнный инструмент, именуемый виолончелью-пикколо. Он, правда, не использовался в концертах, как солирующий инструмент, и поэтому, вероятно, был не очень популярен. Тем не менее, виолончель-пикколо присутствует в качестве облигатного инструмента в девяти баховских кантатах, созданных в Лейпциге в 1724–1725 годах. Интересно отметить, что в каждом из произведений инструмент применен лишь однажды для сопровождения одной арии или хорала и более нигде не появляется. Значение и роль фрагментов, в которых используется виолончель-пикколо, могут быть различными. Но во всех этих номерах есть нечто общее — сердечность и теплота, мягкое спокойствие и умиротворенность. Вероятно, особенности тембра инструмента подходили для передачи и выражения именно таких чувств.
О жизни создателя виолончели-пикколо из собрания музея — чешского скрипичного мастера Йозефа Клее — сведений почти не сохранилось. Дата рождения неизвестна, умер он в 1890 году в городе Литомержице. В юности Клее был бочаром, но в 1856 году он работал уже самостоятельно как скрипичный мастер, и был известен как тонкий знаток различных пород дерева. Трудолюбивый мастер, Клее изготовил большое количество инструментов. Но из-за того, что жил он уединенно, сам он их не продавал, а отдавал перекупщикам. Поэтому инструменты, сделанные мастером, часто оценивались не так высоко, как они того заслуживали. Его инструменты обладали крупными размерами, были покрыты темно-коричневым лаком. Виолончель-пикколо, о которой идет речь, также отличает широкий корпус и массивная головка в форме улитки.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.

Альфред Шнитке и Мстислав Ростропович

Многих выдающихся музыкантов связывала не только совместная работа, но и крепкая дружба. Именно такими были отношения Альфреда Шнитке и Мстислава Ростроповича.

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.