Душка Собинов

Выпуск 220
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Выдающийся лирический тенор Леонид Витальевич Собинов часто становился моделью для художников — они писали его портреты в жизни и в ролях, создавали и шаржированные образы. Один из наиболее удачных дружеских шаржей принадлежит художнику Виктору Николаевичу Дени; сам художник подписал его название: «Душка Собинов».
Художник тонко передал характерные черты внешнего облика певца и ироничный образ любимца публики. «Звезду» эпохи, элегантного красавца Леонида Витальевича Собинова окружает символическое облако и пробитое стрелой Амура сердце.
Душка Собинов
Собинов был окружен безграничной любовью поклонников, а особенно — поклонниц. Проникновенный голос, актерская выразительность на сцене, романтизм амплуа волновали сердца и проникали в души. Слава Собинова как оперного артиста в конце 19 века и первые десятилетия 20 века была почти легендарной. В России он был истинным кумиром. После своих первых выступлений за рубежом певец вошел в когорту мировых звёзд оперной сцены. Любой спектакль, любой концерт с его участием становился событием.
«Душкой» Собинова нередко называли как поклонники, так и журналисты, и писатели. Несмотря на славу и поклонение, Собинов относился к этому публичному успеху с достаточной долей иронии. Леониду Витальевичу, известному и своими стихотворными произведениями, приписывают четверостишье, созданное в ответ на присвоение звания заслуженного артиста Императорских театров 6 декабря 1910 года:
Не по таланту знаменит,
Не по заслугам заслужён,
Жизнь прожил душка Леонид
И умер под рыданье жён…
Художник Виктор Николаевич Дени (его настоящая фамилия Денисов) с 1910 года рисовал политические карикатуры и шаржи на деятелей культуры для московских и петербургских журналов — «Будильник», «Рампа и жизнь», «Солнце России», «Сатирикон», «Лукоморье», «Огонек», «Бич», «Журнал журналов» и «Пулемет». Илья Ефимович Репин восторженно отзывался о работах молодого художника: «Какой талантище!.. И рисовать умеет, и сходство схватывает, и, вообще, мастер!».
Рисунок «Душка Собинов» был передан в собрание Музея музыки из Государственного литературного музея в 1971 году.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.