«Белилицы, румяницы вы мои»

Выпуск 217
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Уехав из России, я потерял желание сочинять» ‑ все биографы Рахманинова непременно цитируют эти слова композитора. Действительно, «русская» часть творческого наследия Рахманинова несоизмеримо больше по сравнению с количеством сочинений, написанных после 1917 года, хотя среди последних — такие шедевры, как Четвертый фортепианный концерт, «Симфонические танцы», «Рапсодия на темы Паганини».
Покидая Россию в 1917 году, Рахманинов оставил все свои музыкальные рукописи в квартире на Страстном бульваре. Сейчас они хранятся в Музее музыки. Но в фонде Рахманинова имеется одно из его зарубежных сочинений — обработка народной песни «Белилицы-румяницы вы мои». Как же оно попало в музей? На первой странице рукописи есть надпись Софьи Сатиной, двоюродной сестры композитора и сестры его жены: «Оригинал-манускрипт, пожертвовано Е. И. Сомовым в музей Рахманинова в Москву». (Евгений Иванович Сомов, племянник художника Константина Сомова, был секретарем и другом композитора). Перед отправкой листы были покрыты специальным составом, чтобы сохранить карандашную запись автора.
«Белилицы, румяницы вы мои»
История сочинения связана с именем знаменитой в России и за рубежом певицы Надежды Плевицкой. Надежда Васильевна Плевицкая (урожденная Винникова) родилась в крестьянской семье. Малограмотная (всё её образование — два класса церковно-приходской школы), не знающая нот крестьянская девушка обладала редкой красоты голосом и абсолютным слухом. При содействии Леонида Собинова Плевицкой — «курскому соловью» — удалось сделать головокружительную карьеру профессиональной певицы. Надежда Васильевна выступала в России с громадным успехом, не раз пела при императорском дворе и получила из рук императрицы драгоценную награду — бриллиантовую брошь в виде жука. По рассказам очевидцев, слушая Плевицкую, император плакал, опустив голову. Однажды он сказал: «Мне говорили, что вы никогда не учились петь. И не учитесь. Оставайтесь такою, какая вы есть».
В 1926 году состоялись гастроли Плевицкой в Америке, где Рахманинов услышал в её исполнении курскую народную песню «Белилицы, румяницы вы мои». Композитор написал к ней фортепианное сопровождение, а потом сделал обработку для хора с оркестром. Сохранилась грамзапись песни в исполнении Плевицкой и Рахманинова, сделанная в Нью-Йорке 22 апреля 1926 года.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.