«Белилицы, румяницы вы мои»

  • 16 мая 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Уехав из России, я потерял желание сочинять» ‑ все биографы Рахманинова непременно цитируют эти слова композитора. Действительно, «русская» часть творческого наследия Рахманинова несоизмеримо больше по сравнению с количеством сочинений, написанных после 1917 года, хотя среди последних — такие шедевры, как Четвертый фортепианный концерт, «Симфонические танцы», «Рапсодия на темы Паганини».
Покидая Россию в 1917 году, Рахманинов оставил все свои музыкальные рукописи в квартире на Страстном бульваре. Сейчас они хранятся в Музее музыки. Но в фонде Рахманинова имеется одно из его зарубежных сочинений — обработка народной песни «Белилицы-румяницы вы мои». Как же оно попало в музей? На первой странице рукописи есть надпись Софьи Сатиной, двоюродной сестры композитора и сестры его жены: «Оригинал-манускрипт, пожертвовано Е. И. Сомовым в музей Рахманинова в Москву». (Евгений Иванович Сомов, племянник художника Константина Сомова, был секретарем и другом композитора). Перед отправкой листы были покрыты специальным составом, чтобы сохранить карандашную запись автора.
«Белилицы, румяницы вы мои»
История сочинения связана с именем знаменитой в России и за рубежом певицы Надежды Плевицкой. Надежда Васильевна Плевицкая (урожденная Винникова) родилась в крестьянской семье. Малограмотная (всё её образование — два класса церковно-приходской школы), не знающая нот крестьянская девушка обладала редкой красоты голосом и абсолютным слухом. При содействии Леонида Собинова Плевицкой — «курскому соловью» — удалось сделать головокружительную карьеру профессиональной певицы. Надежда Васильевна выступала в России с громадным успехом, не раз пела при императорском дворе и получила из рук императрицы драгоценную награду — бриллиантовую брошь в виде жука. По рассказам очевидцев, слушая Плевицкую, император плакал, опустив голову. Однажды он сказал: «Мне говорили, что вы никогда не учились петь. И не учитесь. Оставайтесь такою, какая вы есть».
В 1926 году состоялись гастроли Плевицкой в Америке, где Рахманинов услышал в её исполнении курскую народную песню «Белилицы, румяницы вы мои». Композитор написал к ней фортепианное сопровождение, а потом сделал обработку для хора с оркестром. Сохранилась грамзапись песни в исполнении Плевицкой и Рахманинова, сделанная в Нью-Йорке 22 апреля 1926 года.

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.