Скрипки-гитары мастера Иоганна Штауффера

  • 15 мая 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В Российском национальном музее музыки хранятся две скрипки необычной формы. Созданы они известным австрийским мастером Иоганном Георгом Штауффером (1776‑1853). Эти инструменты, в отличие от скрипок традиционного вида, не имеют углов, деки слегка выпуклые, вместо эф — почти прямые скобки, завиток у одной из них обычной формы, у другой — головка как-бы обрублена и заканчивается плоской «лопаточкой».
Скрипки-гитары мастера Иоганна Штауффера
Штауффер много экспериментировал в области построения музыкальных инструментов. Не только скрипки, но и сделанные мастером виолончели и гитары часто имели нетрадиционную форму. В 1823 году он даже сконструировал новый музыкальный инструмент — арпеджионе — своеобразный гибрид гитары и виолончели, а также создал восьмиструнную гитару. Такая сосредоточенность Штауффера на своих изобретениях, несмотря на высокий профессиональный уровень, помешала ему занять место придворного скрипичных дел мастера в Вене и даже привела к финансовым проблемам. Вероятно, необычные инструменты не пользовались спросом.
В своих поисках совершенной формы скрипки Штауффер был не одинок. Созданием инструментов, о которых идет речь, он продолжил традиции Франсуа Шано ‑ крупного французского скрипичного мастера. Он был военным инженером, увлекался акустикой. Ранние его инструменты повторяли в основном модели А. Страдивари. Позднее он заинтересовался работами известного физика Феликса Савара, который экспериментально изучал явление резонанса и волновые процессы в различных телах. Он разрабатывал физические основы конструирования струнных инструментов и даже создал скрипку с корпусом в форме трапеции, которая, однако, не была одобрена ни скрипичными мастерами, ни музыкантами.
На основе исследований Савара, Франсуа Шано создал новый тип скрипки, названный «скрипкой-гитарой». В 1818 году парижская Академия изящных искусств выдала ему патент на это изобретение. Скрипки Франсуа Шано в 1820-1840-х годах пользовались большим успехом. По его чертежам инструменты изготавливали в Париже брат Франсуа — Жорж Шано, также известный скрипичный мастер, и даже Жан Батист Вильом. Не остался в стороне от новейших экспериментов своего времени и Иоганн Штауффер.

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».