Чайковский на эстраде

Выпуск 212
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мастера отечественного изобразительного искусства разных эпох неоднократно делали попытки раскрыть через художественный образ творческую личность гения русской музыки — Петра Ильича Чайковского, который обладал изящной внешностью, умел нравиться людям противоположных вкусов, был артистичной натурой. Тем не менее, при жизни великого композитора его графические, статуарные и особенно живописные портреты создавались нечасто. Популярной моделью П. И. Чайковский стал уже в XX веке. Его образ запечатлели такие известные советские художники и скульпторы, как Григорий Светлицкий, Василий Сварог, Алексей Руднев, Вера Мухина, Зиновий Виленский и другие.
Чайковский на эстраде
С 29 марта в основной экспозиции музея «П. И. Чайковский и Москва» представлен ретроспективный портрет великого музыканта «Чайковский на эстраде», написанный в масляной технике во второй трети XX столетия живописцем Алексеем Александровичем Вольтером. На этом репрезентативном полотне П. И. Чайковский изображен в полный рост в концертном костюме на фоне фрагмента рояля и стула, спинка которого по форме напоминает музыкальный инструмент лиру — символ творческого вдохновения. Показан момент, когда П. И. Чайковский сразу после выступления в качестве пианиста обратил свой немного растерянный смущенный взор в зрительный зал, к публике. Возможно, Вольтер запечатлел свою модель в артистической комнате большого зала Петербургской филармонии, в которой выдающийся композитор регулярно играл для своих друзей и знакомых.
Нельзя не отметить, что многие современники считали П. И. Чайковского плохим пианистом. В интерпретации автора, как ни странно, гениальная музыка впечатления не производила. Вероятно, причина кроется в том, что, выступая в качестве пианиста, композитор намеренно прятал от слушателей самые трогательные, живые моменты собственных произведений. Друг П. И. Чайковского, известный критик Герман Августович Ларош писал: «Петр Ильич как огня боялся сентиментальности и вследствие этого в фортепианной игре не любил излишнего подчеркивания и смеялся над выражением „играть с душой“. Если ему не нравился термин, то еще менее нравился самый способ игры, обозначавшийся термином; музыкальное чувство, жившее в нем, сдерживалось известною целомудренностью, и из боязни пошлости он мог впадать в противоположную крайность». Исполняя свои сочинения, П. И. Чайковский боялся расчувствоваться, расплакаться. Он словно испытывал чувство неловкости, что так откровенно высказался в музыке.
Несмотря на то, что данный парадный портрет П. И. Чайковского из фонда Российского национального музея музыки написан не с натуры, он производит живое, волнующее впечатление. С помощью фактуры, вибрации мазков Вольтер словно озвучил построенный на тончайших градациях бежево-коричневого цвета фон, на котором изображена высокая выразительная фигура красивого, умного человека − гения русской музыки. Советский художник рассказал языком живописи о не самой известной странице творческой жизни П. И. Чайковского. По словам Г. А. Лароша, фортепианные способности его великого друга были огромны, сравнительно долго он сохранял силу и беглость пальцев. Однако перед широкой аудиторией исполнять свои творения на рояле композитор не стремился…

Последние выпуски программы

Бювар для Шаляпина

Бюварами назывались также роскошные папки для поздравительных адресов, которые изготовляли на заказ в единичном экземпляре. Таков бювар для адреса, преподнесённого Фёдору Шаляпину.

Трофейный подарок

В одной из витрин Музея музыки хранятся карманные часы в мельхиоровом корпусе. Это офицерские часы начала 1940-х годов, которые швейцарская фирма ZENITH (Зенит) поставляла для немецкой армии.

Концертное платье Галины Бариновой

Часто вещи живут гораздо дольше своих хозяев и хранят в себе настоящие тайны. В коллекции Музея музыки хранится скромное концертное платье черного цвета, с длинным рукавом.

Поиск по сайту