Шаманский бубен «тюр»

Выпуск 211
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Шаманский бубен распространен почти у всех народов Сибири. Игра на нем составляла основу шаманских камланий. В жизни общества шаманы играли важную роль — проводили обряды, промысловые культы, лечили от болезней, провожали душу умершего в иной мир.
В экспозиции Российского национального музея музыки демонстрируется хакасский бубен «тюр» с колотушкой «орба» — главные религиозные атрибуты шамана. Бубен большого размера, до 70 см в диаметре, почти круглой формы с широкой обечайкой. В верхней его половине с внутренней стороны прикреплен поперечный железный стержень, к которому подвешены шаманские «мечи» — металлические подвески. Их звон в определенные моменты камлания был призван отгонять или уничтожать злых духов. Рукоять представляет собой широкую, орнаментированную пластину, в центре которой вырезаны овальные отверстия для руки. Помимо них по всей длине рукояти видны симметрично расположенные маленькие отверстия.
Шаманский бубен «тюр»
С бубном связан сложный комплекс обрядово-мифологических представлений и верований. Он был наиболее универсальным выражением шаманской модели Вселенной, которое ярче всего проявляется в тех случаях, когда на мембрану нанесены рисунки.
У народов Южной Сибири, в том числе у хакасов, внешняя поверхность бубна делилась на три части. В верхней части — небесной, нарисованы солнце, месяц, звезды, птицы. Здесь живет бог-создатель Кудай, богиня Ымай (покровительница материнства), и прочие божества, олицетворяющие светлые силы. Хозяин нижнего подземного мира — грозный Эрлик-хан, его образ ужасен и вселяет страх. Множество хакасских мифов повествует о борьбе Кудая с Эрлик-ханом. Разделяющая эти части поперечная полоса с ломаной линией посередине, символизирующей горы, обозначала обитаемую людьми землю. Она также населена духами. Это духи, связанные с жизнью человека и его бытом, а также духи-хозяева сил природы — огня, воды, гор, ветра и т. д. Хакасы верили, что миропорядок обеспечивается надлежащим общением с ними. Посредником между людьми и духами, умеющим подниматься в верхний мир или спускаться в нижний, является шаман. После смерти шамана, кожу на его бубне обязательно пробивали. Поскольку бубен считался живым существом, то он должен умереть вместе со своим хозяином.

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту