Шаманский бубен «тюр»
Выпуск 211
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Шаманский бубен распространен почти у всех народов Сибири. Игра на нем составляла основу шаманских камланий. В жизни общества шаманы играли важную роль — проводили обряды, промысловые культы, лечили от болезней, провожали душу умершего в иной мир.
В экспозиции Российского национального музея музыки демонстрируется хакасский бубен «тюр» с колотушкой «орба» — главные религиозные атрибуты шамана. Бубен большого размера, до 70 см в диаметре, почти круглой формы с широкой обечайкой. В верхней его половине с внутренней стороны прикреплен поперечный железный стержень, к которому подвешены шаманские «мечи» — металлические подвески. Их звон в определенные моменты камлания был призван отгонять или уничтожать злых духов. Рукоять представляет собой широкую, орнаментированную пластину, в центре которой вырезаны овальные отверстия для руки. Помимо них по всей длине рукояти видны симметрично расположенные маленькие отверстия.
С бубном связан сложный комплекс обрядово-мифологических представлений и верований. Он был наиболее универсальным выражением шаманской модели Вселенной, которое ярче всего проявляется в тех случаях, когда на мембрану нанесены рисунки.
У народов Южной Сибири, в том числе у хакасов, внешняя поверхность бубна делилась на три части. В верхней части — небесной, нарисованы солнце, месяц, звезды, птицы. Здесь живет бог-создатель Кудай, богиня Ымай (покровительница материнства), и прочие божества, олицетворяющие светлые силы. Хозяин нижнего подземного мира — грозный Эрлик-хан, его образ ужасен и вселяет страх. Множество хакасских мифов повествует о борьбе Кудая с Эрлик-ханом. Разделяющая эти части поперечная полоса с ломаной линией посередине, символизирующей горы, обозначала обитаемую людьми землю. Она также населена духами. Это духи, связанные с жизнью человека и его бытом, а также духи-хозяева сил природы — огня, воды, гор, ветра и т. д. Хакасы верили, что миропорядок обеспечивается надлежащим общением с ними. Посредником между людьми и духами, умеющим подниматься в верхний мир или спускаться в нижний, является шаман. После смерти шамана, кожу на его бубне обязательно пробивали. Поскольку бубен считался живым существом, то он должен умереть вместе со своим хозяином.