Баян Якова Попкова

  • 3 мая 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Осенью прошлого года в коллекцию Музея музыки поступил личный баян Якова Федоровича Попкова, участника трио баянистов Мейерхольда, с которым он выступал в период с конца 1940-х по 1958-й. Это очень красивый заказной трехрядный полновыборный баян цвета слоновой кости, изготовлен он на Тульской фабрике баянов; планки и голоса работы мастера Якова Пастухова; ручная отделка выполнена мастером Бочаровым: баян украшен резьбой и инкрустациями перламутром и стеклом. Инструмент подарил Музею Алексей Александрович Попков ‑ внук баяниста.
Баян Якова Попкова
Яков Федорович Попков родился в 1898 году в Москве. О детстве своем он писал: «Помню себя с пяти лет, с тех пор, как начал бережно носить под мышкой самую дорогую для меня маленькую детскую гармошку, которую подарил отец». Игра на гармошках сопровождала его детство, учебу и годы участия в гражданской войне. С 1921 года будущий баянист брал уроки музыкальной грамоты у известного советского композитора и педагога Рэйнгольда Морицевича Глиэра. С 1925 года Попков работал в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда. После прихода в театр Якова Федоровича Попкова и Александра Ивановича Кузнецова, где уже работал баянистом Михаил Яковлевич Макаров, создается трио баянистов, которое быстро приобретает популярность и получает название «Первое народное трио баянистов». Это трио сопровождало спектакли в Театре имени Мейерхольда: «Лес» Островского, «Клоп» Маяковского и другие. Наряду с концертной деятельностью музыканты вели просветительскую работу, устраивали беседы о музыке и народных инструментах, консультировали самодеятельных исполнителей. Особое место занимали шефские концерты в частях и соединениях Рабоче-крестьянской Красной армии.
Под аккомпанемент этого трио любили выступать выдающиеся певцы-артисты ‑ Иван Семенович Козловский, Сергей Яковлевич Лемешев, Ольга Васильевна Ковалева, Максим Дормидонтович Михайлов. Особую популярность трио баянистов приобрело благодаря работе со Всесоюзным Радиокомитетом.
Отдельной страницей в истории трио была их работа в составе фронтовых бригад в годы Великой Отечественной войны. Они часто аккомпанировали Лидии Андреевне Руслановой как в военное, так и послевоенное время. Как вспоминал Яков Федорович, особенно запомнились концерты в 1941 году под Ельней, где приходилось выступать в непосредственной близости от переднего края — иногда под бомбежками, а когда возникала угроза окружения, то и выходить непосредственно в боевом порядке. И конечно, сильнейшее впечатление оставила поездка в поверженный Берлин в мае 1945 года. Этой теме Яков Федорович посвятил отдельный дневник, где подробно описал свои впечатления от концерта на ступенях Рейхстага, от посещения рейхсканцелярии, от общения с солдатами и офицерами — победителями.
После окончания Великой Отечественной войны концертная деятельность трио баянистов продолжалась до 1958 года. В первые послевоенные годы специально для трио баянистов тульские мастера изготовили уникальные инструменты диапазоном в пять октав: два выборных баяна ‑ для Кузнецова и Данилова и один полновыборный ‑ для Попкова.
Все три баяна цвета слоновой кости выглядят очень нарядно. У каждого свой индивидуальный рисунок декора. Баяны Кузнецова и Данилова поступили в Музей музыки в 1980-е годы. Спустя более чем тридцать лет концертные инструменты трио баянистов Мейерхольда, наконец, вновь соединились в ансамбль, и уже ряд лет демонстрируются в постоянной экспозиции музыкальных инструментов.

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.