Дамару — «обезьяний барабан»

Выпуск 209
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Дамару — бурятский двухсторонний барабан в форме песочных часов. С санскрита это слово переводится как «шум, грохот». По происхождению дамару — инструмент Южной Азии, где в разных регионах его разновидности отличались размерами, особенностями конструкции и приемами игры. В Индии он появился задолго до буддизма. Там такой двойной барабанчик был прозван «обезьяньим барабаном», поскольку он часто использовался странствующими торговцами и уличными артистами, чтобы созывать публику на представление с танцующими дрессированными обезьянками. В XVII веке с распространением тибетского буддизма в Монголии, а затем на территории Забайкалья, дамару вместе с другими культовыми инструментами попал в Бурятию.
Корпус инструмента из собрания Российского национального музея музыки состоит из двух резонаторов, сделанных из верхних сводов человеческих черепов и покрытых кожаными мембранами. К ленте, опоясывающей дамару по «талии», на отдельных шнурах подвешены две бусины, ударяющие о мембраны при «раскачивании» инструмента из стороны в сторону. К узкой части барабанчика прикрепляется также кусок красной ткани с орнаментом.
Дамару — «обезьяний барабан»
В настоящее время дамару изготавливается из сандалового дерева. Кожа мембран красится медью или другими минеральными солями, а также особыми травяными смесями в течение двух недель. В результате она приобретает голубой или зеленый цвет.
Символика дамару связана со всеми основными аспектами буддийской философии. Согласно мифам, его держит в одной из многочисленных рук Шива во время тандавы — божественного танца, символизирующего вечный круговорот разрушения и созидания Вселенной. Считается, что прекращение танца приведет к концу света. Шива изображается танцующим в ореоле огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика, символизирующего невежество. Поэтому дамару непременно присутствует как главный храмовый инструмент в разнообразных сакральных церемониях. Следуя буддийским традициям, использовать его в религиозных обрядах можно только ночью, хранить желательно в чехле. Кроме того инструмент нельзя показывать посторонним людям.

Последние выпуски программы

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве.

Дар Шаляпина

В 1963 году дочь Фёдора Шаляпина Марина передала в дар Музею музыки два десятка фотографий своего отца. Среди них — одна весьма необычная. С первого взгляда нелегко узнать знаменитого артиста.

Грим Шаляпина

Фёдор Иванович Шаляпин был поистине «виртуозом грима», и его сценические портреты столь же впечатляли и убеждали, как произведения живописи и скульптуры.

Поиск по сайту