Дамару — «обезьяний барабан»

Выпуск 209
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Дамару — бурятский двухсторонний барабан в форме песочных часов. С санскрита это слово переводится как «шум, грохот». По происхождению дамару — инструмент Южной Азии, где в разных регионах его разновидности отличались размерами, особенностями конструкции и приемами игры. В Индии он появился задолго до буддизма. Там такой двойной барабанчик был прозван «обезьяньим барабаном», поскольку он часто использовался странствующими торговцами и уличными артистами, чтобы созывать публику на представление с танцующими дрессированными обезьянками. В XVII веке с распространением тибетского буддизма в Монголии, а затем на территории Забайкалья, дамару вместе с другими культовыми инструментами попал в Бурятию.
Корпус инструмента из собрания Российского национального музея музыки состоит из двух резонаторов, сделанных из верхних сводов человеческих черепов и покрытых кожаными мембранами. К ленте, опоясывающей дамару по «талии», на отдельных шнурах подвешены две бусины, ударяющие о мембраны при «раскачивании» инструмента из стороны в сторону. К узкой части барабанчика прикрепляется также кусок красной ткани с орнаментом.
Дамару — «обезьяний барабан»
В настоящее время дамару изготавливается из сандалового дерева. Кожа мембран красится медью или другими минеральными солями, а также особыми травяными смесями в течение двух недель. В результате она приобретает голубой или зеленый цвет.
Символика дамару связана со всеми основными аспектами буддийской философии. Согласно мифам, его держит в одной из многочисленных рук Шива во время тандавы — божественного танца, символизирующего вечный круговорот разрушения и созидания Вселенной. Считается, что прекращение танца приведет к концу света. Шива изображается танцующим в ореоле огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика, символизирующего невежество. Поэтому дамару непременно присутствует как главный храмовый инструмент в разнообразных сакральных церемониях. Следуя буддийским традициям, использовать его в религиозных обрядах можно только ночью, хранить желательно в чехле. Кроме того инструмент нельзя показывать посторонним людям.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.