Записные книжки Николая Метнера
Выпуск 206
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыкальные эскизы — это творческая лаборатория композитора: будучи успешно и верно расшифрованными, они помогают исследователю восстановить начальные этапы создания музыкального произведения от его первоначального замысла. В фонде Музея музыки хранится немалое количество эскизов, принадлежавших композиторам разных эпох; некоторые уже расшифрованы (например, эскизные тетради Бетховена), а многие еще ждут своих исследователей.
В фонде музея хранятся записные книжки, в которых композитор Николай Карлович Метнер фиксировал свои музыкальные идеи. Как вспоминала впоследствии Анна Михайловна Метнер, ее муж принадлежал к числу композиторов, которые не ищут тем для своих сочинений, а к которым темы приходят сами. «Он обычно носил с собой записную книжку, — пишет Анна Михайловна, — так как часто испытывал потребность записать ту или иную мысль, которая рождалась в его сознании помимо его воли, в любое время, неожиданно. Как-то Николай Карлович возвращался из Елизаветинского института, где он преподавал, и вдруг его одолел какой-то мотив, зазвучавший в нем вместе с гармонией, а книжки в кармане не оказалось. Недолго думая, он остановил извозчика, соскочил с пролетки, содрал со столба объявлений клочок афиши и сделал на нем запись. Еще хорошо, что не было вблизи городового, а то Николай Карлович со своей темой попал бы в участок».
Записные книжки Метнера содержат не только музыкальные наброски. В них он записывал тексты стихотворений русских и зарубежных поэтов — а в дальнейшем использовал их при сочинении вокальной музыки. А еще в книжках-дневниках композитор скрупулезно описывал события дня по часам. Вот одна из таких книжечек — в коричневом дерматиновом переплете с французской надписью золотыми буквами на обложке «Дневник музыканта». От постоянного ношения в кармане позолота почти вся стерлась. Эту книжечку Метнер приобрел за 5 франков во Франции, где он в 1927 году жил в маленьком городке Ангиен-ле-Бэн под Парижем. На первых печатных страницах, как во многих подобных ежедневниках — календарь и разные полезные сведения: перечень музыкальных школ, консерваторий, концертных залов, музыкальных библиотек и музыкальных музеев во Франции. Далее следует раздел для записи ежедневных событий. Начиная с августа 1927 года, Метнер ежедневно расписывал все свои занятия — сколько часов сочинял и что именно, сколько играл на фортепиано, корректуру каких своих сочинений выполнял, кто приезжал и у кого сам был в гостях (например, у Рахманинова или у Дюпре). Любопытна запись о гимнастических упражнениях, как их называл сам Метнер, а именно: рубил дрова, подымал корпус на руках, фехтовал («выпады с руками врозь, ногой вперед со сгибом»)… И, наконец, в самом конце несколько страниц разлинованы для нотных записей и густо заполнены музыкальными эскизами и набросками. Каких именно произведений — пока неизвестно.
Если сравнить сведения, полученные из собственноручных (а значит, вполне достоверных) записей композитора о его жизни и работе в 1927 году с уже известными биографическими источниками, например, с письмами и воспоминаниями — сколько нового о характере и привычках Метнера можно будет узнать. А если вдобавок удастся расшифровать нотные записи, значение маленькой книжечки как исторического и музейного документа будет оценено в полной мере.