Анна Метнер в Москве
Выпуск 204
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В одном из фондов Музея музыки (он так и называется — «Фонд музея») хранятся документы и фотографии, рассказывающие о его истории. Материалы фонда раскрывают события прошедших лет — выставки, музейные собрания, визиты известных артистов. Вот одна из таких фотографий, сделанная в 1959 году, когда музей еще размещался в историческом здании бывших палат Троекурова. В помещении архивно-рукописного отдела вокруг круглого стола (он и сейчас существует) четыре женщины склонились над стопкой рукописей и с увлечением их рассматривают. Знакомьтесь: главный хранитель Людмила Георгиевна Савченко, директор музея Екатерина Николаева Алексеева, вдова известного композитора Анна Михайловна Метнер и сотрудник музея, специалист по творчеству Метнера и Рахманинова Заруи Апетовна Апетян.
13 ноября 1951 года в Лондоне скончался выдающийся русский композитор и пианист Николай Карлович Метнер. В конце своей трагической жизни изгнанника и вечного труженика Николай Карлович вел замкнутый образ жизни. Он тяжело болел, вынужден был отказаться от концертных выступлений, сохраняя силы для творчества. Еще в 1946 году его жена, Анна Михайловна Метнер, написала бывшему ученику и одному из ближайших друзей Николая Карловича пианисту Константину Евгеньевичу Климову: «Работать он будет, если Господь пошлет здоровья, до последнего вздоха, так как это его жизнь».
«Мои дела — это дела Николая Карловича», — писала она после смерти композитора, полная беспокойства о судьбе его архива, находящегося в Англии. Библиотека Конгресса в Вашингтоне гарантировала превосходную сохранность рукописей. Но для Анны Михайловны было важно, насколько доступны будут материалы архива русским исследователям.
Все решила встреча в 1957 году с директором Музея музыкальной культуры Екатериной Николаевной Алексеевой, о которой Анна Михайловна сообщила Климову: «Ко мне была командирована директорша московского музыкального музея. Две недели она участвовала в моей работе над архивом и, признаюсь, она меня просто поразила своим серьезным, даже благоговейным отношением к тому миру, который, казалось нам, для них не существует».
Через два года Анна Михайловна вернулась на родину и привезла с собой архив композитора. Она активно участвовала и в издании Собрания сочинений Метнера, и в выпуске грамзаписей, и в подготовке двух сборников — «Писем» и «Статей и воспоминаний» под редакцией Апетян, а также составила картотеку жизни и творчества Николая Карловича.
Фотография запечатлела исторический момент — начало образования в музее одного из самых ценных фондов — фонда Николая Карловича Метнера.