Фото Неждановой: поездка в Ярославль
Выпуск 202
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки хранится фотография 1920 года, запечатлевшая певицу Антонину Васильевну Нежданову и артистов Большого театра во время концертной поездки в Ярославль. На фото она в первом ряду вторая слева, за ней стоят её постоянные партнеры по гастролям тех лет — дирижёр Николай Голованов, певцы Александр Богданович и Сергей Мигай. Рядом с Неждановой — жена и дети ярославского врача Штерна, в доме которого останавливались московские гости.
В своих воспоминаниях Антонина Васильевна Нежданова пишет о тех временах, когда столичные знаменитости отправлялись на гастроли совсем не так, как нынешние звезды. Она пишет: «Приходилось ездить не только в жестких переполненных вагонах, но и в товарных; иногда сидели на мешках с картошкой. Я в дороге была „завхозом“, распределяла еду всем поровну и заботилась о том, чтобы все были сыты. Мы, артисты, часто делали выезды в провинцию. До сих пор мы вспоминаем с удовольствием эти поездки. За первые годы после революции я объездила массу городов Советской страны и столько видела разного народа!»
В первых числах мая 1920 года «концертная бригада Неждановой» приехала в Ярославль. Город, едва опомнившийся от ужасов белогвардейского мятежа, жил трудно и бедно. Можно себе представить, какой резонанс имели выступления прославленных артистов — это были первые гастроли в Ярославле после окончания гражданской войны.
Обратимся к воспоминаниям современника, ярославского врача и театрала, мемуариста Георгия Курочкина: «Москвичи пробыли в Ярославле шесть дней и дали за это время пять концертов: три в театре, два на Ярославской большой мануфактуре, пятый в железнодорожных мастерских. Ярославцы впервые слушали не отдельных гастролеров, а целый ансамбль прекрасных артистов». Была даже исполнена целиком последняя картина из оперы «Евгений Онегин». Нежданова исполняла арии Снегурочки, Антониды, Марфы, народные песни, вместе с Мигаем — дуэт из «Севильского цирюльника». Принимали московских артистов радушно, и не прочь бы они пробыть здесь еще не один день, но Голованов торопил всех в Москву — ему надо было дирижировать в Большом театре. Мигай в шутку говорил ему: «Ну что тебе стоит пробыть здесь еще один день? Дело у тебя в Москве налаженное; кто-нибудь и другой за тебя помашет руками».
«Дорогие гости уехали, — писал Курочкин. — Надолго осталось светлое, красочное впечатление от прекрасных музыкальных произведений наших старых классиков в исполнении артистов Большого театра. И очень они подняли наше настроение после тяжелого 1918 года».