Патефон Ирмы Яунзем
Выпуск 201
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
27 сентября прошлого года исполнилось 120 лет со дня рождения заслуженной артистки Белорусской ССР, народной артистки РСФСР, певицы Ирмы Петровны Яунзем. Латышка по происхождению, Ирма Петровна родилась в столице Белоруссии — Минске, в годы учебы в Петербургской консерватории по классу вокала, начала петь в латышском хоровом кружке народные песни.
В фонды Музея в 1980 году поступил архив Ирмы Яунзем в составе документов, материалов, фотографий, афиш, программ в количестве двух с половиной тысяч единиц хранения, а также ее портрет, грампластинки, фонографические валики-цилиндры и фонограф, изготовленный в Амстердаме. С этим фонографом Ирма Яунзем по всей видимости ездила и записывала народные песни в деревнях Белоруссии, Казахстана, Средней Азии, Сибири и других отдаленных уголках Советского Союза.
Про тяжелые голодные годы гражданской войны Ирма Петровна вспоминала так: «Продовольственная проблема… ускорила окончательное решение проблемы моего амплуа. Вместе с сестрами я отправилась по белорусским деревням выменивать свои/носильные вещи на продукты. А привезла оттуда несметное богатство — примерно около ста белорусских народных песен».
Зная интерес Яунзем к народной песне, этнографический отдел Академии наук в Ленинграде привлекает её в середине 1930-х годов к экспедиции за песнями по республикам Средней Азии и Казахстану. И в этой поездке она могла пользоваться фонографом. Лучшее из собранного Ирма Яунзем исполняла в концертах, выводя многие народные песни впервые на большую концертную эстраду.
Всю жизнь она собирала, записывала и исполняла народные песни. Ее репертуар насчитывал несколько тысяч песен разных, в том числе малых народов СССР.
С 1925 года в течение 42-х лет она была солисткой Московской филармонии. Гастролировала по странам Восточной Азии, Западной Европы и почти по всем республикам СССР. Во время великой Отечественной войны выступала с концертами на фронте и в тылу. В 1944 году озвучила в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный» песни на музыку Прокофьева: колыбельную «Океан-море» и «Песню про бобра».
В 1950-е годы Ирма Петровна преподавала в Москве и участвовала в жюри конкурсов вокалистов. В 60-е годы работала над книгой «Человек идет за песней», опубликованной в 1968 году.
В составе архива Ирмы Яунзем в Музей был также передан портативный граммофон, оформленный в виде компактного чемоданчика (в быту такие граммофоны называли патефонами). К граммофону прилагалось письмо, которое в переводе с латышского языка гласило следующее:
«Юлий Гейнрих Циммерманн. Представительство. Музыкальные инструменты и ноты. (Далее указан адрес и телефон Представительства в Риге). 23 декабря 1929 года. Высокоуважаемой госпоже Ирме ЯУНЗЕМ, Как постоянный посетитель всех Ваших концертов и восхищающийся Вашим всесторонним и блестящим талантом, позволяю преподнести Вам этот „His Master’s Voice“ граммофон, как маленький знак признательности и доказательство глубочайшего уважения. Надеюсь, что упомянутый аппарат доставит Вам удовольствие и поможет Вам в Ваших дальнейших изысканиях и изучениях. С глубоким уважением, Представитель фирмы „Юлий Гейнрих Циммерманн“ ‑ подпись Эдгара Роде.
Искусство Ирмы Яунзем точно и ёмко охарактеризовала известная советская певица Нина Львовна Дорлиак: «Яунзем выбрала свой, совершенно особенный путь и достигла в своем искусстве предельных высот совершенства. Она оказалась ни на кого не похожим художником, создав свой прекрасный мир — мир песенного творчества народов, населяющих нашу страну».