Патефон Ирмы Яунзем

  • 20 апреля 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
27 сентября прошлого года исполнилось 120 лет со дня рождения заслуженной артистки Белорусской ССР, народной артистки РСФСР, певицы Ирмы Петровны Яунзем. Латышка по происхождению, Ирма Петровна родилась в столице Белоруссии — Минске, в годы учебы в Петербургской консерватории по классу вокала, начала петь в латышском хоровом кружке народные песни.
В фонды Музея в 1980 году поступил архив Ирмы Яунзем в составе документов, материалов, фотографий, афиш, программ в количестве двух с половиной тысяч единиц хранения, а также ее портрет, грампластинки, фонографические валики-цилиндры и фонограф, изготовленный в Амстердаме. С этим фонографом Ирма Яунзем по всей видимости ездила и записывала народные песни в деревнях Белоруссии, Казахстана, Средней Азии, Сибири и других отдаленных уголках Советского Союза.
Про тяжелые голодные годы гражданской войны Ирма Петровна вспоминала так: «Продовольственная проблема… ускорила окончательное решение проблемы моего амплуа. Вместе с сестрами я отправилась по белорусским деревням выменивать свои/носильные вещи на продукты. А привезла оттуда несметное богатство — примерно около ста белорусских народных песен».
Зная интерес Яунзем к народной песне, этнографический отдел Академии наук в Ленинграде привлекает её в середине 1930-х годов к экспедиции за песнями по республикам Средней Азии и Казахстану. И в этой поездке она могла пользоваться фонографом. Лучшее из собранного Ирма Яунзем исполняла в концертах, выводя многие народные песни впервые на большую концертную эстраду.
Всю жизнь она собирала, записывала и исполняла народные песни. Ее репертуар насчитывал несколько тысяч песен разных, в том числе малых народов СССР.
С 1925 года в течение 42-х лет она была солисткой Московской филармонии. Гастролировала по странам Восточной Азии, Западной Европы и почти по всем республикам СССР. Во время великой Отечественной войны выступала с концертами на фронте и в тылу. В 1944 году озвучила в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный» песни на музыку Прокофьева: колыбельную «Океан-море» и «Песню про бобра».
В 1950-е годы Ирма Петровна преподавала в Москве и участвовала в жюри конкурсов вокалистов. В 60-е годы работала над книгой «Человек идет за песней», опубликованной в 1968 году.
Патефон Ирмы Яунзем
В составе архива Ирмы Яунзем в Музей был также передан портативный граммофон, оформленный в виде компактного чемоданчика (в быту такие граммофоны называли патефонами). К граммофону прилагалось письмо, которое в переводе с латышского языка гласило следующее:
«Юлий Гейнрих Циммерманн. Представительство. Музыкальные инструменты и ноты. (Далее указан адрес и телефон Представительства в Риге). 23 декабря 1929 года. Высокоуважаемой госпоже Ирме ЯУНЗЕМ, Как постоянный посетитель всех Ваших концертов и восхищающийся Вашим всесторонним и блестящим талантом, позволяю преподнести Вам этот „His Master’s Voice“ граммофон, как маленький знак признательности и доказательство глубочайшего уважения. Надеюсь, что упомянутый аппарат доставит Вам удовольствие и поможет Вам в Ваших дальнейших изысканиях и изучениях. С глубоким уважением, Представитель фирмы „Юлий Гейнрих Циммерманн“ ‑ подпись Эдгара Роде.
Искусство Ирмы Яунзем точно и ёмко охарактеризовала известная советская певица Нина Львовна Дорлиак: «Яунзем выбрала свой, совершенно особенный путь и достигла в своем искусстве предельных высот совершенства. Она оказалась ни на кого не похожим художником, создав свой прекрасный мир — мир песенного творчества народов, населяющих нашу страну».

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.