Фортепиано Бородина

Выпуск 199
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1949 году в коллекцию Музея музыки поступило фортепиано, внешне напоминающее стол. Принадлежало оно ученому-химику, профессору Медико-хирургической академии, общественному деятелю, одному из членов кружка «Могучая кучка», известному композитору Александру Порфирьевичу Бородину. Фортепиано было приобретено у частного лица (Вопилкиной Нины Александровны); привезено из села Давыдово Камешковского района Владимирской области.
Фортепиано Бородина
Село Давыдово известно тем, что здесь находится дом (ныне Музей), в котором в течение трех летних сезонов 1877, 1878 и 1879 годов композитор работал над созданием оперы «Князь Игорь». Композитор приезжал сюда на лето, здесь родина его ученика и ассистента Александра Павловича Дианина. Жили они летом в доме его отца Павла Афанасьевича Дианина.
В Давыдове все располагало к творческой работе. Александр Порфирьевич был восхищён природой здешних мест. «Давыдовом я доволен донельзя, — писал по приезде Бородин, — как здесь хорошо! Какие леса, рощи, бор, поймы. Что за воздух… погода стоит превосходная, и я, собственно, теперь чувствую лето, всем существом чувствую. Очень хорошо здесь!» Каждый раз он оттягивал выезд в Петербург, с неохотой покидая полюбившиеся ему места, где он, одевшись в крестьянскую рубаху и высокие, пахнущие дегтем сапоги, отмерял десятки километров по лесам, полям и болотам. Время, проведенное композитором в Давыдове, было плодотворным. Он обрабатывал для печати по просьбе критика Владимира Васильевича Стасова статью о знакомстве с Ференцем Листом. В окрестных деревнях и сёлах записывал народные песни. Во Владимире и Боголюбове знакомился с памятниками архитектуры XII века, которые являлись современниками «Слова о полку Игореве».
Первые две недели пребывания в Давыдово в доме Дианиных не было рояля. Во второй половине июня Александр Порфирьевич, побывав в Москве, купил для летней работы недорогое подержанное фортепиано известной московской фабрики «Штюрцваге», изготовленное в 1840-х годах. Инструменты этой фабрики часто поставлялись в московские учебные заведения. Инструменты были крепкие и грубоватые по своей внешней и внутренней работе, а также по звуку уступали инструментам петербургских фабрик.
Это фортепиано доехало до села Давыдово лишь 16 июля. Именно за этим инструментом Бородин сочинял оперу «Князь Игорь». Сохранилось много черновых набросков к опере, сделанных в Давыдове. Здесь им написаны и обработаны отдельные хоры и арии, части картин и действий. Обладая незаурядным литературным дарованием, он сам писал тексты арий, хоров.
Бородин не успел закончить оперу. Живя, в основном, в Петербурге, создавая музыку, он одновременно продолжал свои научные занятия, уделял много времени социальным проблемам студентов, организации помощи неимущим учащимся. «Весь день к нему приходили самые различные люди. Пускали всех, можно было прийти, когда хотелось, — в обед или во время чая. Бородин выходил из-за стола и выслушивал все жалобы и просьбы», вспоминал Римский-Корсаков. В таких условиях Бородин не смог закончить оперу. Работу завершили его друзья — Римский-Корсаков и Глазунов.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.