Скрипка Добрянского

Выпуск 196
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Лев Владимирович Добрянский — скрипичный мастер, живший и работавший в Одессе до середины 20 века, был оригинальным экспериментатором. Его опыты в области поисков новой формы скрипки и улучшения её акустических качеств, привлекали большое внимание. Он придумывал новые формы, использовал особенный лак, дерево. За свою жизнь Добрянский создал не более полусотни скрипок, но его инструменты приобретали знаменитые коллекционеры, а также выдающиеся музыканты, такие как Ян Кубелик, Вильгельм Бурмейстер, Йозеф Иоахим.
Громкая слава замечательного преемника знаменитых итальянских мастеров стучалась в двери Добрянского. Великий Рентген проводил вечера с одесским мастером в беседах о сложных законах акустики. Знаменитый Иоганн Штраус и Йозеф Иоахим в 1907 году участвовали в экспертизе четырех скрипок Добрянского и оставили потомству восторженную запись о «выдающемся успехе в области скрипичного производства». Авторитет мастера был настолько велик, что он был приглашен в Германию реставрировать инструменты принца Баварии Людвига Фердинанда. Добрянский был назначен главным хранителем коллекции скрипок Его Императорского Величества Николая II.
Результаты своих исследований мастер изложил в очерке «Усовершенствование струнных музыкальных инструментов по известному способу, изобретённому Л. В. Добрянским», напечатанном в Одессе в 1891 году.
Скрипка Добрянского
В 1936 году одну из лучших своих скрипок под названием «СССР» Лев Владимирович подарил И. В. Сталину. Форма скрипки необычна. В верхней ее части отсутствуют углы, в нижней — они закруглены. Эфы также нетрадиционной формы. Головка инструмента представляет собой руку, которая держит земной шар. Скрипка украшена гербом Советского Союза, нотной строчкой с мелодией Интернационала и высказыванием В. И. Ленина: «Без искусства и вне искусства мы никогда не достигнем красоты и величия наших идей». Очевидно, вождь оценил подарок, поскольку жилищные условия Добрянского мгновенно были улучшены: с чердака его переселили в нормальную квартиру.
Последнюю свою скрипку мастер сделал в 1940 году, а в 1941 погиб в Одесском гетто.

Последние выпуски программы

Коровин — Пейзаж

Первый русский импрессионист Константин Коровин говорил: «Пейзаж нельзя писать без цели, только за то, что он красив — в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Леонид Коган на конкурсе в Брюсселе

В личном фонде скрипача Леонида Когана в Музее музыки сохранилась памятная фотография. Она была сделана в 1951 году в Брюсселе после окончания Международного конкурса скрипачей имени королевы Елизаветы.

Леонид Коган и Франко Маннино

На фотографии из фондов Музея музыки два выдающихся музыканта — скрипач Леонид Коган и итальянский дирижёр, пианист, композитор, оперный режиссёр и драматург Франко Маннино. Фото сделано после совместного концерта: улыбающиеся музыканты во фраках, в руках у Когана скрипка, с которой он никогда не расставался.