Благинтон

Выпуск 194
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 80-90-х годах XIX века в Одессе было налажено производство мелогармоник, или, как их стали называть, — русских концертин. Их изготавливали Благин и Николаев. Работы мастеров отличались высоким качеством. За оригинальную простую конструкцию, искусное изготовление и за высокий эффект от внедрения мелогармоники (русской концертины) в школах на занятиях с хорами ‑ мастера И. Ф. Благин и Е. В. Николаев получили премии на Всемирных выставках: Парижской — в 1889 году, Чикагской и Антверпенской — в 1893 и 1894 годах.
Но, пожалуй, большая известность выпала на долю Ивана Федоровича Благина ‑ известного в Одессе мастера по изготовлению на заказ любых гармоник. К тому же он хорошо владел техникой игры на концертине и других гармониках. К нему обращались многие артисты эстрады и цирка из других городов, так как он славился не только высоким мастерством, но и изобретательностью. Он свободно владел всеми технологическими операциями. Изобретенную им русскую концертину особой конструкции и расположения клавиатур он назвал «Благинтон». В 1893 г. в Одессе Иван Федорович Благин издал Школу для новоизобретенного и привилегированного русского концертино «Благинтон». За изобретение этого инструмента Иван Федорович Благин был удостоен Золотой медали Парижской академии изобретателей. Но лишь в 1902 году Благин получил патент на изготовление русских концертин «Благинтон». И хотя благинтоны мастер изготавливал на протяжении почти 30-ти лет, но до наших дней их сохранилось крайне мало.
В 2008 году правнучка мастера Черникова Валентина Андреевна передала в Музей доставшийся ей по наследству благинтон.
Благинтон
Она вспоминает, что эта концертина была изготовлена Благиным предположительно в 1906–1908 годах для цесаревича Алексея ‑ сына царя Николая II, и что мастер сам обучал больного мальчика играть на этом инструменте. Цесаревич Алексей играл на благинтоне вплоть до отъезда из Одессы, а после его отъезда концертина осталась у мастера. После смерти Ивана Федоровича концертину сохранила его жена как память о царской семье и о работе своего мужа. Концертина передавалась из поколения в поколение и бережно хранилась как драгоценная реликвия и память о талантливом мастере. «В годы Великой Отечественной войны (1941-1945), когда немцы подошли вплотную к Одессе, моя бабушка, — вспоминала Валентина Андреевна, ‑ зарыла инструмент в огороде, посадив на этом месте берёзку, чтобы потом было проще отыскать». Семья эвакуировалась, а после войны вернулась в Одессу, спрятанный инструмент откопали.
Все последующие годы благинтон и другие ценные материалы хранились в семье Якова, племянника Валентины Андреевны. Хранился у него и патент на изобретение благинтона. Но однажды в его квартире случился пожар. Патент и многие другие ценные исторические предметы сгорели. К счастью, благинтон и медальон, подаренный мастеру сыном Николая II, сохранились. После пожара эти предметы Яков передал Валентине Андреевне на хранение. В 2009 году, посоветовавшись со всеми родственниками, Валентина Андреевна привезла благинтон и медальон в Музей, чтобы предложить их для музейной коллекции.
Сейчас в постоянной экспозиции Музея среди русских гармоник и баянов демонстрируется этот редкий инструмент — благинтон.

Последние выпуски программы

Французский сервиз Александра Гольденвейзера

В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Поиск по сайту