Благинтон

Выпуск 194
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 80-90-х годах XIX века в Одессе было налажено производство мелогармоник, или, как их стали называть, — русских концертин. Их изготавливали Благин и Николаев. Работы мастеров отличались высоким качеством. За оригинальную простую конструкцию, искусное изготовление и за высокий эффект от внедрения мелогармоники (русской концертины) в школах на занятиях с хорами ‑ мастера И. Ф. Благин и Е. В. Николаев получили премии на Всемирных выставках: Парижской — в 1889 году, Чикагской и Антверпенской — в 1893 и 1894 годах.
Но, пожалуй, большая известность выпала на долю Ивана Федоровича Благина ‑ известного в Одессе мастера по изготовлению на заказ любых гармоник. К тому же он хорошо владел техникой игры на концертине и других гармониках. К нему обращались многие артисты эстрады и цирка из других городов, так как он славился не только высоким мастерством, но и изобретательностью. Он свободно владел всеми технологическими операциями. Изобретенную им русскую концертину особой конструкции и расположения клавиатур он назвал «Благинтон». В 1893 г. в Одессе Иван Федорович Благин издал Школу для новоизобретенного и привилегированного русского концертино «Благинтон». За изобретение этого инструмента Иван Федорович Благин был удостоен Золотой медали Парижской академии изобретателей. Но лишь в 1902 году Благин получил патент на изготовление русских концертин «Благинтон». И хотя благинтоны мастер изготавливал на протяжении почти 30-ти лет, но до наших дней их сохранилось крайне мало.
В 2008 году правнучка мастера Черникова Валентина Андреевна передала в Музей доставшийся ей по наследству благинтон.
Благинтон
Она вспоминает, что эта концертина была изготовлена Благиным предположительно в 1906–1908 годах для цесаревича Алексея ‑ сына царя Николая II, и что мастер сам обучал больного мальчика играть на этом инструменте. Цесаревич Алексей играл на благинтоне вплоть до отъезда из Одессы, а после его отъезда концертина осталась у мастера. После смерти Ивана Федоровича концертину сохранила его жена как память о царской семье и о работе своего мужа. Концертина передавалась из поколения в поколение и бережно хранилась как драгоценная реликвия и память о талантливом мастере. «В годы Великой Отечественной войны (1941-1945), когда немцы подошли вплотную к Одессе, моя бабушка, — вспоминала Валентина Андреевна, ‑ зарыла инструмент в огороде, посадив на этом месте берёзку, чтобы потом было проще отыскать». Семья эвакуировалась, а после войны вернулась в Одессу, спрятанный инструмент откопали.
Все последующие годы благинтон и другие ценные материалы хранились в семье Якова, племянника Валентины Андреевны. Хранился у него и патент на изобретение благинтона. Но однажды в его квартире случился пожар. Патент и многие другие ценные исторические предметы сгорели. К счастью, благинтон и медальон, подаренный мастеру сыном Николая II, сохранились. После пожара эти предметы Яков передал Валентине Андреевне на хранение. В 2009 году, посоветовавшись со всеми родственниками, Валентина Андреевна привезла благинтон и медальон в Музей, чтобы предложить их для музейной коллекции.
Сейчас в постоянной экспозиции Музея среди русских гармоник и баянов демонстрируется этот редкий инструмент — благинтон.

Последние выпуски программы

Коровин — Пейзаж

Первый русский импрессионист Константин Коровин говорил: «Пейзаж нельзя писать без цели, только за то, что он красив — в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Леонид Коган на конкурсе в Брюсселе

В личном фонде скрипача Леонида Когана в Музее музыки сохранилась памятная фотография. Она была сделана в 1951 году в Брюсселе после окончания Международного конкурса скрипачей имени королевы Елизаветы.

Леонид Коган и Франко Маннино

На фотографии из фондов Музея музыки два выдающихся музыканта — скрипач Леонид Коган и итальянский дирижёр, пианист, композитор, оперный режиссёр и драматург Франко Маннино. Фото сделано после совместного концерта: улыбающиеся музыканты во фраках, в руках у Когана скрипка, с которой он никогда не расставался.