Скрипка «Орион»

Выпуск 192
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Российском национальном музее музыки хранится скрипка талантливого русского мастера Анатолия Ивановича Лéмана. Его деятельность — на редкость многогранна: он был писателем, редактором, вел зубоврачебную практику, увлекался воздухоплаванием, строил аэроплан, написал книгу «Основы полета птиц», участвовал в велосипедных гонках, всерьез занимался оккультизмом, а также стал основоположником науки бильярдного мастерства.
Скрипка «Орион»
Леман получил военное образование в Павловском и Николаевском инженерном училищах, откуда был выпущен офицером-сапером. Находясь в батальоне, стоявшем в крепости Ивангород, он принялся изучать бильярдную игру и скоро достиг значительных успехов. Эти исследования легли в основу книги «Теория бильярдной игры», появившейся через два года. Вскоре, оставив военную службу, Леман занялся литературной деятельностью, написав ряд повестей и романов.
С 1884 года, постоянно общаясь с известными французскими скрипичными мастерами, работавшими в России, Эрнестом Сальзаром, Эдуардом Арнульдом и Луи Отто, Леман начал изучать их профессию. Постепенно он выработал свой метод построения смычковых инструментов, базирующийся на принципе настройки дек и корпуса. Им было издано несколько книг по этому вопросу, в том числе «Книга о скрипке», «Акустика скрипки», «Письма о скрипке и виолончели» и ряд мелких брошюр. Его работы явились первыми в России серьезными научными трудами о построении скрипки.
Содержание многочисленной семьи требовало значительных средств, и Леман стал искать новые источники существования. Он принялся изучать зубоврачебное искусство, через три года блестяще сдал экзамен в медицинской академии на зубного врача и открыл зубоврачебный кабинет, получивший вскоре большую известность. Однако зубоврачебное дело Анатолию Ивановичу было не по душе. Он все более стал углубляться в изучение скрипки.
С 1903 года Леман начал самостоятельно изготавливать скрипки. Лучшие инструменты были созданы мастером в 1908‑1913 годах. Скрипки этого периода отличаются изяществом формы, скульптурной четкостью линий, красотой лака, ясностью, силой и напряженностью звучания, что можно сказать и о скрипке «Орион».
В одной из книг Лемана напечатан отзыв о данном инструменте известного потомственного промышленника и мецената Ивана Сергеевича Мальцева: «Мне остается искренно благодарить вас за наслаждение, испытываемое мною, и, поверьте мне, видавшему и слышавшему на своем веку много знаменитых скрипок в руках знаменитых виртуозов, что ваш „Орион“ им не уступит ни в силе, ни в красоте звука, так и внешности».

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.