Скрипка «Штро»

Выпуск 191
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Скрипка «Штро» была разработана в Лондоне Иоганном Маттиасом Августом Штро между 1899 и 1901 годами для записи в ранних граммофонных студиях. В дальнейшем ее производство продолжилось его сыном Чарльзом Штро в 1901‑1924 годах и Джорджем Эвансом вплоть до 1942 года.
Иоганн Штро переехал в Великобританию из Германии в 1851 году и работал как инженер и изобретатель в области электрической телеграфии и акустики. В 1878 году он создал улучшенную версию конструкции фонографа Эдисона и с тех пор продолжал эксперименты с граммофонной записью. До появления в начале 1920-х годов технологии электрической записи, звуки, производимые всеми исполнителями, должны были направляться в один большой рупор. При таких условиях обычная скрипка в записи звучала недостаточно громко и ясно, поэтому Иоганн Штро разработал соответствующую конструкцию инструмента, совмещающую элементы скрипки и граммофона.
Скрипка «Штро»
Корпус скрипки «Штро» представляет собой узкий брусок дерева с грифом, шейкой с завитком и подставкой традиционного скрипичного типа; к подставке крепится гибкая мембрана с металлическим рупором. Концертные модели такой скрипки оснащались вторым рупором меньшего размера, который мог направляться на исполнителя. Иоганном Штро были созданы также альты, виолончели, гитары и мандолины, основанные на том же принципе. Скрипку «Штро» использовали в театрах, мюзик-холлах, танцевальных ансамблях и в концертах на открытом воздухе до Второй мировой войны. С появлением микрофонов и электро-скрипки популярность инструмента упала.
В Англии в фольклорных танцевальных представлениях Morris dance скрипка «Штро» представлена до сих пор. В Молдавии и Румынии с начала XX века известна местная разновидность подобной скрипки, которая и в настоящее время часто входит в состав оркестров, исполняющих народную музыку.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.