Первое представление оперы Рахманинова «Алеко»

Выпуск 185
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Алеко» — первая опера Сергея Васильевича Рахманинова — была написана в качестве дипломной работы при окончании Московской консерватории в 1892 году за рекордно короткий срок в двадцать дней. Вместе с Рахманиновым на этот же сюжет по поэме Александра Сергеевича Пушкина писали оперы соученики Рахманинова — Никита Морозов и Лев Конюс, но оба так и не успели закончить работу. Рахманинов же представил экзаменационной комиссии партитуру в кожаном переплете с тиснеными золотыми буквами. На переплет он потратил свои последние деньги.
Первое представление оперы Рахманинова «Алеко»
Сочинение 19-летнего Сергея Рахманинова было удостоено Большой золотой медали и его имя было занесено на мраморную доску в вестибюле консерватории. Но большей наградой для композитора стала постановка оперы на сцене Большого театра — всего через год после написания. Это событие произошло 27 апреля 1893 года и для Рахманинова осталось самым запомнившимся впечатлением от всего периода учебы в консерватории. «Для успеха оперы не пожалели ничего. В постановке принимали участие лучшие силы Большого театра», — вспоминал композитор.
Удачным сценическим воплощением своей первой оперы Рахманинов был во многом обязан Петру Ильичу Чайковскому, которому музыка очень понравилась. Чайковский присутствовал на трёх последних репетициях, сидел рядом с Рахманиновым и даже высказал дирижеру Ипполиту Карловичу Альтани замечания от имени стеснительного по молодости лет композитора. «Помню свой разговор с Чайковским — пишет Рахманинов в своих воспоминаниях. ‑ Чайковский спросил меня:
— Вам нравится темп?
— Нет.
— Почему же вы не скажете ему об этом?
— Боюсь.
Однако во время перерыва Чайковский, который не мог выдержать этого, откашлялся и произнес:
 — Мы с господином Рахманиновым считаем, что надо было бы немного увеличить темп».
В замечаниях подобного рода он отличался изысканной вежливостью и щепетильностью. Тогда же он сказал Рахманинову: «Я только что окончил оперу „Иоланта“; в ней всего два акта, которых не хватает, чтобы заполнить вечер. Вы не возражаете, чтобы моя опера была исполнена в один вечер с Вашей?»
Чайковский присутствовал и на премьере. Когда опера закончилась, он высунулся из директорской ложи и аплодировал изо всех сил. В своей бесконечной доброте он понимал, как поможет этим новичку.
Опера имела успех у публики, и пресса отнеслась к ней благожелательно.
Также невероятно быстро решился вопрос об издании. На выпускном экзамене консерватории, где 7 мая 1892 года Рахманинов впервые сыграл «Алеко», присутствовал известный нотоиздатель Карл Александрович Гутхейль, который немедленно заявил о желании купить права на печать произведения. В тот же год было выпущено фортепианное переложение. А Гутхель стал постоянным издателем и преданным почитателем композитора.
Опера «Алеко» стала первым серьёзным шагом Рахманинова на творческом пути, впервые он осознал себя настоящим композитором.
В фондах Российского национального музея музыки хранится и авторская рукопись оперы «Алеко», и переписанный экземпляр в кожаном переплёте и печатное издание с дарственной надписью композитора своей будущей жене Наталье Александровне Сатиной «Скверной девчонке Наташе от хорошего композитора Сережи», а также афиша и программа первого представления спектакля Большого театра.

Последние выпуски программы

Коровин — Пейзаж

Первый русский импрессионист Константин Коровин говорил: «Пейзаж нельзя писать без цели, только за то, что он красив — в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Леонид Коган на конкурсе в Брюсселе

В личном фонде скрипача Леонида Когана в Музее музыки сохранилась памятная фотография. Она была сделана в 1951 году в Брюсселе после окончания Международного конкурса скрипачей имени королевы Елизаветы.

Леонид Коган и Франко Маннино

На фотографии из фондов Музея музыки два выдающихся музыканта — скрипач Леонид Коган и итальянский дирижёр, пианист, композитор, оперный режиссёр и драматург Франко Маннино. Фото сделано после совместного концерта: улыбающиеся музыканты во фраках, в руках у Когана скрипка, с которой он никогда не расставался.