Фёдор Шаляпин в опере Рахманинова «Алеко»

Выпуск 183
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Одна из множества фотографий Фёдора Ивановича Шаляпина в коллекции изобразительных материалов Российского национального музея музыки отсылает нас к событиям 120-летней давности.
В 1899 году и в Москве, и в Петербурге, и в других городах России с огромным размахом отмечалось 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина. При Петербургской Академии наук была создана Комиссия по организации праздника, которую возглавил великий князь Константин Константинович, известный как поэт К. Р. В программу торжеств входили выставки, лекции, открытие библиотек и школ, которым давалось имя Пушкина, издание большими тиражами сочинений поэта. А одно из главных событий этого года — приобретение государством Михайловского — родового имения Пушкиных в Псковской губернии.
Легендарной стала постановка оперы С. В. Рахманинова «Алеко» в театральном зале Таврического дворца в Санкт-Петербурге 27 мая 1899 года. В ней принимали участие Фёдор Иванович Шаляпин, Мария Адриановна Дейша-Сионицкая, Иван Васильевич Ершов, а также хор и оркестр Мариинского театра под управлением Гуго Ивановича Варлиха. Критика неоднозначно приняла решение Шаляпина выйти в роли Алеко, загримированным под Пушкина. А сам Рахманинов, присутствовавший на спектакле, остался очень доволен и подробно описал спектакль в письме к своему другу Михаилу Слонову: «Солисты были великолепны, не считая Шаляпина, перед которым они все, как и другие постоянно, бледнели. Этот был на три головы выше их. Между прочим, я до сих пор слышу, как он рыдал в конце оперы».
Фёдор Шаляпин в опере Рахманинова «Алеко»
Спустя много лет, в 1935 году Шаляпин вновь обратился к этой необычной идее создать образ великого поэта на оперной сцене. Из воспоминаний певицы Лидии Нелидовой-Фивейской мы узнаем, что певец задумал отметить столетие со дня смерти А. С. Пушкина и 45-летие собственной творческой деятельности прощальным спектаклем, в котором он появился бы на сцене в образе и гриме Пушкина. Находясь в Нью-Йорке, Шаляпин встречался с поэтессой и балериной Лидией Нелидовой-Фивейской и пытался увлечь её своим замыслом: «Вы, конечно, знаете оперу Рахманинова „Алеко“? — говорил он. — Знаете, что в Алеко Пушкин вывел самого себя? Между тем, из либретто оперы этого не видно. Но если бы к этой опере написать пролог, из которого публика поняла бы, что такое представляет собой Алеко, почему не нашел он себе применения в обществе и что заставило его уйти к простым цыганам, то эта опера сделалась бы такой же любимой, как и все оперы на пушкинские сюжеты!».
Исполняя данное Шаляпину обещание, Нелидова-Фивейская написала стихотворный текст пролога под названием «Поэт и цыганка», но взять на себя сочинение музыки не могла. Спустя некоторое время певица в разговоре с Рахманиновым узнала, что Шаляпин обращался к композитору с просьбой написать пролог к его первой опере. «Что же вы ответили ему? — Несвоевременно это… Я связан концертами, у меня контракт на 3 года… Да и Фёдор Иванович теперь вряд ли похож на двадцатилетнего Пушкина…»
Пролог так и не был написан, и в роли Алеко Шаляпину больше выступать не пришлось.

Последние выпуски программы

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Ачарпын

Ачарпын — один из старейших музыкальных инструментов абхазов. О его происхождении существует немало песен и легенд.

Поиск по сайту