Альбом «Всякая всячина»

Выпуск 182
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сегодня в центре нашего внимания Альбом «Всякая всячина». Это легкомысленное название носит интереснейший музейный предмет из фондовой коллекции. Альбом хранится в фонде М. И. Глинки, но самому композитору не принадлежал, его владелец– Константин Александрович Булгаков, офицер, композитор-любитель, известный острослов и повеса. С Глинкой они были добрыми приятелями, несмотря на разницу в возрасте (Михаил Иванович был восемнадцатью годами старше, но письма свои Булгакову подписывал «Твой Мишка Глинка»).
Альбом «Всякая всячина»
В отличие от традиционных для 19-го века альбомов, на страницах которых записывались стихи, эпиграммы, музыкальные пьесы и прочее, «Всякая всячина» — это конволют. В коричневом дерматиновом переплете собраны и переплетены печатные ноты, рукописные записи, юмористические рисунки. Бумага разного размера, так что некоторые листы приходилось загибать, чтобы они поместились под переплет. На страницах альбома появляются имена друзей Булгакова — капельмейстера Константина Лядова (отца композитора Александра Константиновича Лядова), скульптора и живописца Бибикова, композиторов-любителей Григорьева и Норова и другие полузабытые или вовсе неизвестные имена. Самые ранние сочинения в альбоме датированы 1853 годом, самые последние — 1860.
Итак, раскроем альбом, и сразу поразимся рисункам: вполне профессиональные цветочные виньетки, некоторые — на нотных строках с музыкальными набросками, довольно точная зарисовка человеческого уха с подписью «Ухо Моцарта» и отпечаток собачьей лапы, подписанный «Лапоприкладство мистрис Флай». Еще один крохотный рисунок пером на обороте титульного листа изображает человека с крылышками и большой рюмкой в руках, порхающего среди густой травы; человек подозрительно похож на Глинку.
Насмешливый тон надписей Булгакова сохраняется и на некоторых страницах печатных и рукописных нот. Так, автор «Малороссийской польки» Григорьев пишет дарственную надпись «Константину Алексеевичу Булгакову» — и Булгаков тут же поправляет: «Александровичу (дурак)!». Собственное сочинение для фортепиано Булгаков сопровождает подписями «Моё» и «так угодно автору, да и только», а на титульном листе фортепианной пьески рядом с фамилией автора — Рудольф — пишет «мой старый друг — и по гармонии, и еще по»… — и вместо слов рисует рюмку.
Сюрпризы ждут нас на каждой странице. Романсы Глинки имеются и в печатном виде, и переписанные от руки (с надписью «Глинка, неподражаемый»); есть даже авторская рукопись! — испанский народный танец «Las Mollares», записанный композитором во время путешествия по Испании с дарственной надписью «К.Булгакову от Глинки. 22 ноября 1855». Наконец еще один знакомый почерк — рука Ференца Листа. Комментарий Булгакова: «Мой галоп, транскрированный (так!) Листом и написанный его рукой».
Среди нотных листов встречаются записки и дарственные надписи. Небольшой листок бумаги с номером 41 — записка Александра Дюма, датированная 1858 годом, когда писатель совершал большое путешествие по России и более месяца жил в Москве в одной из дач Петровского парка.
Альбом Булгакова — это удивительный исторический документ, рассказывающий о досуге и музыкальных пристрастиях определенного круга людей, живших более ста пятидесяти лет тому назад. После реставрации, когда все смятые и согнутые листы были распрямлены и проложены папиросной бумагой, а повреждения тщательно подклеены, этот документ подготовлен к доскональному изучению — ему еще требуется расшифровка, перевод с французского и датировка надписей и текстов, а также другая текстологическая работа. Впереди новые открытия и находки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.