Серпент — французская змея
Выпуск 181
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Серпент (в переводе с французского — змея) — старинный духовой музыкальный инструмент, получивший свое название благодаря змеевидной изогнутой форме. Первые сведения о нем относятся к XVI веку. Родиной серпента считается Франция. Именно там был сконструирован первый инструмент. Его «отцом» являлся Гийом Эдме — служащий епископа Амиотского. Первым исполнителем на серпенте, сведения о котором сохранились, был Мишель Торнаторис, получивший в 1602 году должность музыканта в соборе Нотр-Дам в Авиньоне.
Изготавливался серпент из дерева. Корпус для предохранения от ударов и температурных изменений обтягивался кожей. Звук извлекался при помощи чашеобразного мундштука, который первоначально делали из слоновой кости или костей животных, а позднее — из металла. В Российском национальном музее музыки находятся два серпента. Инструмент ХVIII века имеет в корпусе четыре игровых отверстия. Другой серпент начала ХIХ века, снабжен уже несколькими клапанами. Частично приоткрывая отверстия, исполнитель мог извлечь хроматические звуки.
Звук серпента достигал большой силы, но был грубым и интонационно неустойчивым. Для игры на серпенте требовался хороший слух, так как играть на нём чисто было очень трудно. Появление клапанов только усугубило проблему. Музыкальный критик XVIII века Чарльз Бёрни сравнивал звук серпента в неумелых руках с «ревом крайне голодного, а то и разъяренного телёнка». Использовался инструмент в военных духовых оркестрах, а также в церковной музыке, в качестве «поддержки» басов в церковном хоре. Гектор Берлиоз по этому поводу писал, что «звучность серпента, поистине варварская, гораздо лучше подходила бы к кровожадным верованиям друидов, чем к церковным обрядам католической религии».
В конце XVIII века в усовершенствованном виде (с 3-4 клапанами) серпент был введён Франсуа Госсеком в симфонический оркестр в качестве басового инструмента. Многие композиторы, среди которых Джоаккино Россини, Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер, включали серпент в партитуры своих произведений. Единственный известный пример использования серпента в России — музыка Василия Пашкевича, Джузеппе Сарти и Карло Каннобио к драматическому представлению «Начальное управление Олега» на текст Екатерины II.
Во второй половине XIX века инструмент вышел из употребления. Одной из причин снижения популярности серпента было стремление увеличить его диапазон и использовать в качестве солирующего инструмента, что не соответствовало его природе.