«Страсти по Матфею» Баха — первое издание

Выпуск 180
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Все старинные ноты вызывают почтительное внимание и восхищение. Мы любуемся красотой и шрифтовым дизайном титульного листа, разбираем текст посвящения, бережно перелистываем пожелтевшие страницы с неровными краями. Но в данном случае испытываем двойной трепет — мы держим в руках первое издание «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха — сочинения, которому выпало провести в безвестности 100 лет и спустя столетие восстать из небытия.
Духовная оратория И. С. Баха для солистов, двух хоров и двух оркестров была закончена в первой редакции в 1729 году. История последних дней Иисуса Христа, его мучительной казни и воскрешения рассказывается от лица евангелиста и сопровождается благочестивыми размышлениями (ариями) и хоралами, передающими чувства верующих.
Премьера сочинения состоялась 15 апреля 1729 года. Современники Баха не поняли и не оценили всей глубины гениального сочинения. Вот первые отзывы: «Когда закончилась эта театральная музыка, все были крайне удивлены и, переглядываясь, спрашивали: что это значит? Одна благородная старая вдова сказала: Господи, помилуй нас! Где я нахожусь, в опере-комедии?»
В начале девятнадцатого века И. С. Бах, сочинения которого давно перестали исполнять, был забыт. Его возрождению мы обязаны немецкому композитору и дирижеру Феликсу Мендельсону-Бартольди, вернее — его бабушке. Именно она в 1823 году подарила внуку копию манускрипта «Страстей по Матфею». 11 марта 1829 года они были исполнены Мендельсоном в Берлине, и с этого момента грандиозное творение немецкого гения заняло прочное место в концертном репертуаре.
В Россию издание «Страстей» привез Вильгельм Фитценхаген. Директор Московской консерватории Николай Рубинштейн пригласил 18-летнего виолончелиста из маленького немецкого городка Зеезена преподавателем класса виолончели. Вильгельм Фитценхаген (именовавшийся в России Василием Федоровичем) прожил в России всю жизнь и приобрел славу выдающегося виолончелиста и талантливого педагога. Среди его учеников был виолончелист, будущий профессор Московской консерватории Анатолий Брандуков. Именно он получил от своего учителя бесценную реликвию — первое издание «Страстей по Матфею». А Брандуков, в свою очередь, подарил ноты уже своему ученику — виолончелисту, солисту оркестра Большого театра и создателю Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Василию Кубацкому. История уникального издания раскрывается в надписях на титульном листе — дарственной Кубацкого некоему Юрию (предположительно композитору Юрию Чугунову) и владельческой надписи Брандукова; последний добавил к ней пометку: «Это первое издание. Второе издание „Bach-Gesellschaft“ (Бах-Гезельшафт) в 1854 г.».
«Страсти по Матфею» Баха — первое издание
На титульном листе партитуры, изданной в Берлине книжным и нотным издательством Шлезингера в 1830 году (то есть срезу же после исполнения Мендельсоном), напечатано авторское посвящение «Его королевскому величеству кронпринцу Пруссии».
Ноты передал в музей в 1965 году Юрий Чугунов; они занимают почетное место среди редких и особо ценных изданий.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.