Рахманинов и Стейнвей
Выпуск 179
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции фотоматериалов Российского национального музея музыки хранится фотография, запечатлевшая приём, организованный знаменитой американской фирмой «Steinway & Sons» в честь пианиста Иосифа Гофмана в 1928 году в Нью-Йорке. В богато украшенном, ярко освещенном зале гости — все во фраках и черных бабочках — смотрят в объектив камеры, установленной несколько сверху, чтобы все уместились в кадре. Среди приглашенных — Николай Метнер, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов.
Имя всемирно известного пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова, прожившего в Америке последние 25 лет жизни, стало для американской компании-производителя фортепиано наилучшей рекламой. Не случайно авторы фирменного слогана «Инструмент для бессмертных» включили Рахманинова в список выдающихся музыкантов от Франца Листа до Иосифа Гофмана, игравших исключительно на этих великолепных роялях. Концертная деятельность С. В. Рахманинова с 1918 года была связана с фирмой Стейнвей, поставлявшей ему инструменты — один из них привезли в имение Сенар в Швейцарии (ещё не распаковав его, Рахманинов приоткрыл крышку и тихонько заиграл — рояль показался ему великолепным). В 1942 году Рахманинов заказал рояль для своего дома в Калифорнии, и получил второй инструмент в подарок от фирмы к 50-летию его творческой деятельности. Главе фирмы Теодору Стейнвею Рахманинов писал: «Я знаю, что мне понравятся оба рояля, и я буду играть на них с удовольствием так же, как с удовольствием играл на всяком „Стейнвее“, пользоваться которыми было для меня счастьем на протяжении многих прошлых лет. Ваш благородный поступок в отношении счета за них ставит меня в затруднительное положение; нет слов для выражения моей благодарности».
Ещё один рояль был подарен дочери Рахманинова Ирине ко дню свадьбы в 1931 году; рояли Стейнвея специально доставлялись во все города, где проходили гастроли пианиста; по просьбе Рахманинова, чье имя было лучшей рекомендацией, рояли предоставлялись бесплатно русским музыкантам, приезжавшим в Америку — например, композитору и пианисту Николаю Метнеру, гастроли которого в Америке в 1924–1925 годах были организованы концертным отделом фирмы Стейнвей. Директор концертного отдела фирмы Александр Грейнер, и его жена Александра были хорошими знакомыми артиста; к ним он нередко обращался с просьбами передать благодарность «всем Стейнвеям» за поздравление, или послать Юлии Стейнвей в госпиталь дюжину роз от «старого друга из Калифорнии».
В 1930 г. Теодор Стейнвей приобрел скульптурный портрет Рахманинова работы Сергея Коненкова. По этому поводу Рахманинов написал Стейнвею: «Очень обрадовался, что Вы приобрели работу одного из лучших русских скульпторов С. Коненкова». Великолепный портрет Рахманинова работы Константина Сомова был предложен фирме для рекламных целей. Сейчас он в числе других живописных и скульптурных изображений Рахманинова украшает офис фирмы «Steinway& Sons» в Нью-Йорке.