«Торжество муз» Алябьева

Выпуск 177
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Почти 200 лет назад, в январе 1825 года, в Москве произошло знаменательное событие — открытие нового Петровского театра. Архитектор Осип Бове выстроил театральное здание на месте сгоревшего двадцать лет назад старого Петровского театра. На открытии был исполнен пролог «Торжество муз» на стихи Михаила Александровича Дмитриева на музыку трех самых популярных в Москве композиторов: увертюру написал Фридрих Шольц, гимн с хором — Алексей Верстовский, а Александр Алябьев — два хора, начальный и заключительный.
«Торжество муз» Алябьева
Открытие нового театра вылилось в большое торжественное гала-представление, построенное на символике, где музыкальные и драматические номера сливались в одно неразрывное действо, создавая общий пафосный сюжет.
Сюжет Пролога в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого театра (тогда он назывался Большой Петровский) создавал новый. Музы торжествовали над пожаром, уничтожившим старое здание театра, и возрождали из пепла новый храм искусства. Первая картина пьесы представляла собой развалины, через которые Гений России вводил Муз и восклицал:
Воздвигнитесь, разрушенные стены!
Восстань, упавший ряд столпов!
Да снова здесь звучат и лиры вдохновенья,
И гимны Фебовых сынов!
И после этих слов на глазах изумленной публики прямо на сцене — волшебством декораторов — вырастал новый, только что отстроенный театр, в котором зрители как раз и находились. В спектакле была занята чуть ли не вся московская императорская труппа и много европейских артистов. В роли Гения России выступал известный трагик Павел Степанович Мочалов.
В журнале «Московский телеграф» была помещена заметка об открытии нового театра. О прологе там говорилось: «Все зрители приятно удивлены были великолепием декораций и прекрасною музыкою г-д Алябьева, Верстовского и Шольца… Хоры и гимн, сочинённые г-ми Алябьевым и Верстовским, должно поставить в числе первоклассных творений в сем роде».
Известный русский музыкант Александр Александрович Алябьев принадлежит к числу самых выдающихся композиторов первой половины XIX века. Участник Отечественной войны и друг декабристов, он сумел выразить в своем творчестве новые, прогрессивные стремления русского искусства этого времени. С его романсами вошли в русскую музыку темы большого гражданского значения, идеи свободолюбия и патриотизма.
Однако наследие Алябьева выходит за рамки жанра романса. Перу Алябьева принадлежат симфония, увертюры, произведения для солирующих инструментов с оркестром, танцевальные сюиты, многочисленные камерные ансамбли, духовная музыка, обработки народных песен. Его театральное наследие охватывает все бытовавшие в ту эпоху жанры. «Торжество муз» — не единственный пример творческого сотрудничества Алябьева. Вместе с Верстовским и Шольцем им были написаны оперы-водевили «Встреча дилижансов», «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» и другие.
Партитура «Торжества муз» написана переписчиком, но подписана Алябьевым; им же в нотный текст внесены вписки и поправки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.