Труба Михаила Табакова

Выпуск 176
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира» среди медных духовых инструментов можно увидеть трубу с красивой гравировкой в форме растительного орнамента и надписью. Этот инструмент был подарен Михаилу Иннокентьевичу Табакову владельцем фирмы и музыкальным издателем Юлием Генрихом Циммерманом, о чём свидетельствует надпись на раструбе: «Талантливому художнику-артисту Михаилу Иннокентьевичу Табакову на добрую память. Юлiй Генрихъ Циммерманъ. Декабрь 1913».
Труба Михаила Табакова
Михаил Иннокентьевич Табаков — прославленный русский трубач, один из основоположников современной отечественной школы исполнительства на этом инструменте. Табаков покорял слушателей редким по красоте и силе звучанием трубы, он по праву считался лучшим исполнителем оркестровых соло в операх Рихарда Вагнера, а также первым и непревзойденным исполнителем труднейших соло трубы в «Поэме экстаза» и в «Прометее» Александра Скрябина.
Великий русский певец Леонид Собинов писал Михаилу Табакову: «Вы не только музыкант-виртуоз, творящий чудеса своим могучим инструментом, вызывающий из него звуки и подобные грозе, и нежные, как колыбельная песня, Вы и музыкант чистой воды, отмеченный печатью вдохновения. Это счастливое сочетание дает твердую надежду, что Табаков-профессор увековечит свое славное имя и в консерватории как создатель школы и учитель плеяды блестящих музыкантов».
Михаил Иннокентьевич Табаков родился в 1877 году в семье одесского портового рабочего. В детстве, освоив несложную технику игры на малом барабане, мальчик стал играть в оркестре, окупая учебу на трубе и проживание в доме своего дядюшки. В двенадцатилетнем возрасте Михаил Табаков поступает в Одесское музыкальное училище. Но дядя продолжает оставаться главным наставником. Позднее Михаил Иннокентьевич рассказывал, что строгий воспитатель заставлял его много заниматься. Если в сарае, куда Мишу запирали на день для занятий, переставала звучать труба или не слышалось барабанной дроби, дядя немедленно справлялся о причине молчания. «В целом, — вспоминал Михаил Иннокентьевич, — занятия с дядей придали моему трудолюбию необходимую „начальную скорость“».
В первой половине 1890-х годов Михаил Табаков играет в симфонических оркестрах Ялты, Одессы, Севастополя, Тифлиса, Ростова-на-Дону. Зимой 1896 года работает в оркестре Московской частной русской оперы. Здесь Михаил Иннокентьевич впервые слышит Шаляпина, встречается со многими превосходными музыкантами. Спустя два года ‑ артист играет конкурс в оркестр Большого театра.
Один из интересных эпизодов творческой биографии Табакова — встреча с Александром Скрябиным на концерте, когда под управлением Сергея Кусевицкого впервые в Москве исполнялась «Поэма экстаза». Произведение это до сих пор остается серьезным испытанием для солиста-трубача. Трудно найти в музыкальной литературе другой пример, где инструмент был бы использован столь разнообразно и широко. После концерта (как рассказывали оркестранты) композитор обратился к Табакову: «Я и не знал, что „Экстаз“ написан для Вас! Когда я писал его, я не думал, что труба будет здесь играть такую первенствующую роль». А в одном из писем Кусевицкому Скрябин подтверждает свое восхищение исполнителем: «Я до сих пор в упоении от Табакова. Это артист мирового масштаба. Я бы купил его, если бы был богат, чтобы он играл только мои сочинения».
Более сорока лет Табаков служил солистом оркестра Большого театра, первым трубачом оркестра С. А. Кусевицкого. Был одним из инициаторов создания Персимфанса — оркестра без дирижёра. Он — автор методических работ «Первоначальная прогрессивная школа для трубы», «Ежедневные упражнения для трубы», а также многочисленных переложений произведений.
Талантливый педагог, преподававший в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных, Табаков воспитал плеяду замечательных музыкантов. Среди них — Георгий Орвид, Тимофей Докшицер, Сергей Ерёмин, а также Илья Границкий — артист оркестра Большого театра СССР, передавший трубу своего учителя в коллекцию Музея музыки в 1965 году. В коллекции Музея также имеются инструменты выдающихся учеников Табакова — Сергея Ерёмина и Тимофея Докшицера.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.