Балалайка-гитара Сергея Большого

Выпуск 174
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сергей Дмитриевич Большой известен как искусный исполнитель на балалайке. Его имя, пожалуй, не столь на слуху, как имена прославленных балалаечников-виртуозов Бориса Трояновского, Николая Осипова, Николая Успенского, Александра Илюхина. Тем не менее, Сергей Большой внес заметный вклад в сохранение традиций игры на народных инструментах как балалаечный мастер, общественно-музыкальный деятель, член жюри конкурсов народных инструментов имени Василия Андреева.
Сергей Большой родился в Москве в 1897 году в семье рабочего-гравера. Под впечатлением музыки праздничных народных гуляний мальчик с детства начал играть на балалайке. Участвовал в гимназическом оркестре, не расставался с любимым инструментом и в студенческие годы. Как солист-балалаечник Сергей Дмитриевич стал выступать с 1914 года. Он играл в госпиталях перед ранеными солдатами, участвовал в благотворительных вечерах, выступал на концертных эстрадах, а также в театре миниатюр. В годы Гражданской войны был артистом передвижных фронтовых агитбригад Политуправления Реввоенсовета Республики. Начиная с 1924 года музыкант выступал на радио, а в 1928-м его исполнение на балалайке было впервые записано на грампластинки.
В 1930-е годы он интенсивно гастролировал по всей стране. В этот период его увлекала не только концертная деятельность, он много работал над усовершенствованием своего любимого инструмента, конструировал и изготавливал балалайки различных диапазонов и размеров. Один из его экспериментальных инструментов был приобретен Музеем музыки — это балалайка-гитара, изготовленная в 1934 году. Она представляет собой гибридный инструмент, сочетающий в себе треугольный балалаечный корпус и гриф с головкой, характерные для шестиструнной гитары.
Балалайка-гитара Сергея Большого
После 1957 года Сергей Дмитриевич Большой не выступал на концертной эстраде, но продолжал оставаться активным пропагандистом русской народной инструментальной музыки.
В коллекции Музея наряду с балалайкой-гитарой хранятся еще четыре инструмента работы Сергея Дмитриевича, изготовленные в 1960-х годах. Среди них ‑ балалайка народного образца и балалайка концертного типа, а также две совсем миниатюрные балалаечки, которые могут помещаться в кармане. Кроме того в фондах Музея хранится последняя пластинка, наигранная Сергеем Большим из нескольких собственных обработок русских народных песен. На этой грампластинке, выпущенной фирмой «Мелодия» в 1972 году, записаны звучания миниатюрных балалаек 1960-х годов и балалайки 1930-х годов работы мастера.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.