Фотопортрет Забелы-Врубель
- 13 марта 2018
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фотопортрет оперной певицы Надежды Ивановны Забелы-Врубель хранится в личном архиве Дмитрия Гавриловича Корнилова — пианиста, концертмейстера, композитора и педагога. На фотографии с дарственной надписью Д. Корнилову мы видим Надежду Ивановну в сказочном сценическом костюме Царевны-Лебедь на фоне декораций. Рукой певицы поставлена дата — 22 февраля 1901 год.
Этот год был счастливым для Надежды Ивановны, так как относился ко времени расцвета её исполнительского мастерства на сцене Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова. Именно в этом театре наиболее ярко раскрылся талант Забелы-Врубель, и началось ее творческое содружество с великим Н. И. Римским-Корсаковым. Здесь, на сцене русской частной оперы Саввы Мамонтова, были поставлены «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», в которых Надежда Ивановна блистательно исполняла ведущие партии и неизменно покоряла слушателей искренностью, одухотворенностью и мастерством. Здесь же, по окончании в 1900 году Московской консерватории, начал работать хормейстером и Дмитрий Гаврилович Корнилов.
Забелу-Врубель называли «корсаковской певицей» не случайно. «Лучше Вас никто моих сопрановых партий не пел и не споёт», — напишет композитор в письме 1899 года. В расчете на артистические возможности певицы Римским-Корсаковым было написано немало партий, включая и партию Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане».
Премьера «Салтана» состоялась 21 декабря 1900 года на той же сцене оперы Мамонтова. Московская публика была в восторге. Декорации и костюмы были выполнены самим Михаилом Врубелем, мужем певицы. Рецензенты писали, что сценический облик Забелы был точно таким же, как на картине Врубеля: «Ее Царевна-Лебедь, также запечатленная Врубелем на полотне — это видение, созданное народной фантазией. Одухотворите эти кристально чистые звуки светлым чувством и весенней девичьей нежностью — и вы, быть может, услышите и увидите ту Царевну-Лебедь, какой была Н. И. Забела и какой впоследствии эта Царевна не была уже ни у одной из исполнительниц».
Счастливым для Надежды Ивановны 1901 год был и в семейной жизни. 4 сентября родился долгожданный сын Саввочка. А уже в ноябре она вновь пела на сцене.
Однако уже в следующем году начинается череда несчастливых событий в ее жизни. Становится очевидным душевный недуг Михаила Александровича и необходимость психиатрической помощи. Умирает отец и тяжело заболевает мать, а в следующем году Забела-Врубель теряет и единственного ребенка. С банкротством Саввы Мамонтова и последовавшим закрытием частной оперы Надежда Ивановна оказывается без средств к существованию. В последние годы жизни Забела-Врубель занималась главным образом концертно-камерной деятельностью. Надежда Ивановна пережила мужа, умершего в 1910 году, всего на три года и ушла из жизни в 45 лет. После ее безвременной кончины любившая ее сестра художника писала: «Я потеряла в ней человека с редко высоким строем души. С ней ушел навсегда целый мир поэзии, выливавшейся в звуках ее голоса…».