Торбан Ивана Краснощекова

Выпуск 172
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Торбан — басовая разновидность бандуры. В отличие от нее торбан имеет более глубокий корпус, склеенный из клепок, широкую длинную шейку, дополнительную головку и значительно большее количество струн — от 30 до 60.
С XVIII века торбан стал очень популярен в аристократической среде, а также среди привилегированной казацкой старшины. Поэтому на Украине его называли «панской» или «гетманской» бандурой. В середине XIX века торбан появился в России, но звучал он, в основном, в московских трактирах.
Музейный инструмент изготовлен известным мастером Иваном Краснощековым. Особенно высоко ценились сделанные им семиструнные гитары, а также скрипки. На инструментах его работы, отличавшихся мягким звуком серебристого тембра и тонкой художественной отделкой, играли почти все выдающиеся русские гитаристы. В 1872 году гитара его работы была удостоена золотой медали на Московской политехнической выставке. Можно предположить, что Краснощеков сделал торбан на заказ или в качестве эксперимента.
Торбан Ивана Краснощекова
Инструмент принадлежал талантливому бандуристу Василию Кузьмичу Шевченко. В автобиографии, которая хранится в музее, он рассказывает, как приобрел этот торбан: «В 1902 году, на Никитской улице, против консерватории, в музыкальном магазине, хозяином которого был украинец, я купил за сало гетманскую бандуру работы известного мастера Ивана Краснощекова […]. Я начал свою артистическую деятельность, играя на ней с 1903 и по 1946 год».
С 1902 года Шевченко в качестве певца-бандуриста был участником ансамбля народной песни, созданного Митрофаном Ефимовичем Пятницким. В 1905 году бандурист некоторое время выступал как актер и певец в «Экспериментальной студии на Поварской» К. С. Станиславского и в Московском художественном театре. В 1912–1914 годах возглавлял Московскую капеллу бандуристов. В эти же годы Шевченко организовал курсы игры на бандуре при московском обществе «Кобзарь». В 1913–1914 годах им была создана и издана для учеников «Школа игры на бандуре», куда вошли 135 этюдов и 14 песен. В последующие годы Шевченко гастролировал по городам Советского союза, выступал на радио, преподавал в различных учебных заведениях. В 1955 году Василий Кузьмич передал свой инструмент в музей.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.