Ирма Яунзем: «Человек идет за песней»

Выпуск 170
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 2017 году в дар Музею музыки поступил портрет замечательной советской певицы Ирмы Яунзем, которая всю жизнь собирала и пела песни народов мира — на 60 языках! Латышка по рождению, она создала репертуар, который составляли и народные песни, и старинные романсы, и творения советских композиторов.
Ирма Яунзем: «Человек идет за песней»
Портрет был создан пастелью в мае 1941 года, за месяц до начала войны, художником Станиславом Кидони — уже в июле певица стала участницей фронтовых бригад. На портрете изображена яркая женщина с крупными чертами лица, с удивительно лучащимися светом глазами.
Ирма родилась в 1897 году в Минске, где поселились ее родители, тайком сбежавшие из своих семей (богатая невеста бежала с женихом из бедной семьи), в 1915–1917 годах училась в Санкт-Петербургской консерватории. Концертные выступления Ирма начала еще в годы Гражданской войны, выступая с прославленными Владимиром Горовицем и Натаном Мильштейном. За песни, записанные ею в белорусских деревнях и исполненные на концертной эстраде, она получила в 1923 году звание заслуженной артистки Белорусской ССР.
В 1930-е годы по заданию этнографического отдела Академии наук Ленинграда Ирма ездила по республикам Средней Азии, откуда привезла массу народных песен. Однако из-за репрессий малых народов многие песни были запрещены. Именно тогда она начала с успехом исполнять произведения Шостаковича и Прокофьева.
С 1925 по 1967 год Ирма Петровна была солисткой Московской филармонии, за годы своей почти 50-летней работы много ездила по всему миру, выступая с концертами на гастролях в Японии и Китае, странах Западной Европы, почти всех республиках Советского Союза. Где бы певица ни оказывалась, она всегда записывала народные песни местного населения: бурят и чукчей, таджиков и молдаван и других, в том числе малых народов, населявших необъятную страну.
Слава к ней пришла во время Великой Отечественной войны, когда она в составе фронтовых бригад ездила по фронтам и госпиталям. Ее наполненный душевной теплотой голос, исполнявший народные песни, нес измученным солдатам радость и вдохновлял на борьбу за мирное будущее. В трагические дни ленинградской блокады ее неповторимый голос, возвращая надежду на жизнь, звучал по радио.
С 1950 года певица преподавала во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства и музыкальном училище имени М. М. Ипполитова-Иванова, была председателем жюри в многочисленных певческих конкурсах. В 1957 году ей присвоили звание народной артистки РСФСР, в 1968 году вышла ее книга «Человек идет за песней».
Известная певица Нина Дорлиак писала, что в своем искусстве Ирма достигла предельных высот совершенства, за что была невероятно любима публикой.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.