Кобыз — поющая душа дерева

Выпуск 162
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вы, наверное, заметили, что зачастую народные инструменты своей формой, материалом из которого они выполнены или способом исполнения отражают жизнь и быт народа. Не случайно кобыз — казахский струнный смычковый инструмент древнего происхождения своим силуэтом напоминает охотничий лук.
Кобыз — поющая душа дерева
Корпус кобыза выдалбливался из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Форма корпуса напоминает удлиненный ковш, в нижней части затянутый верблюжьей кожей. Тетиву заменяют две струны из некрученого конского волоса, натянутые высоко над грифом. Во время игры пальцы не прижимают струны к шейке инструмента, а лишь прикасаются к ним. Смычок кобыза также лукообразный со свободно подвешенной прядью конских волос, которые смазывают смолой. Шейка и края корпуса по всему периметру украшены узкими металлическими накладками с чеканным орнаментом. Кроме того, к корпусу и головке кобыза прикреплены звенящие металлические подвески, которые являются не просто украшениями, а шаманскими знаками-символами. Таким инструментом, считая его священным, пользовались шаманы-баксы и знахари для изгнания «злых духов». Простой народ даже боялся прикасаться к этому инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента — баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека.
Игра на кобызе была также связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при дворе ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевали героические подвиги ханов и батыров. В прошлом столетии исполнение эпических произведений перешло к акынам, их сказаниям в сопровождении домбры. Устойчивыми носителями традиции игры на кобызе остались только баксы.
Согласно преданиям кобыз создал Коркут-ата, великий шаман и сказитель степей, живший в восьмом — девятом веках. Коркут — легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает, что Коркут не мог примириться со скоротечностью человеческой жизни и решился искать бессмертие на земле. В странствиях по всему свету он так и не нашел ответа на извечные вопросы жизни и смерти. Возвратившись на родные берега реки Сыр-Дарьи, Коркут сделал инструмент, выдолбив его из прочного дерева арчи (можжевельника). Натянул струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн дошли до людей, пленили их. С тех пор мелодии Коркута и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.

Последние выпуски программы

Французский сервиз Александра Гольденвейзера

В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Поиск по сайту