Рассуждение о рыбе и прочем

Выпуск 161
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Одна из многочисленных картин, принадлежавших Ф. И. Шаляпину и входящих в его живописное собрание, носит необычное название «Рассуждение о рыбе и прочем». Автор этой сравнительно небольшой картины маслом, художник Валентин Серов, написал вверху на полотне её название и посвящение своему другу Ф. И. Шаляпину. Картина датирована 1907 годом и изображает жанровую сценку в деревенском бревенчатом доме. Изображены двое — лежащий на кровати, укрытый меховым полушубком человек с густой черной бородой и его собеседник, стоящий в изножье кровати. В первом легко узнать художника Константина Коровина, также близкого приятеля Шаляпина. О чем идет их беседа и кто этот второй? Наконец, почему картина посвящена Шаляпину? Чтобы найти ответы на эти вопросы, достаточно открыть маленькую книжечку Константина Коровина «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», предисловие к которой написал сам Шаляпин; оно было опубликовано к юбилею художника в 1932 году в парижской газете «Последние новости».
Если книга — это воспоминания Коровина о великом артисте и своем друге, то предисловие Шаляпина — тоже воспоминания о художнике с яркой, необычной внешностью, выразительными острыми глазами, с эффектной черной волнистой бородой в стиле Генриха IV. Таким Шаляпин увидел Коровина при первой встрече на ярмарке в Нижнем Новгороде ещё в конце позапрошлого века. До последних дней жизни артиста Коровин оставался одним из его ближайших друзей — и в Москве, и в Петербурге, и в Париже. А в молодые годы они двое, да еще Валентин Серов, страстно увлекались охотой и весело проводили свободное время в рыболовных «экспедициях».
Вот что пишет Шаляпин: «Соберемся, бывало, с Серовым и Коровиным на рыбную ловлю. Целый день блаженствуем на реке. Устанем до сладостного изнеможения. Возвращаемся домой, в какую-нибудь крестьянскую избу. Принесли рыбу, и после лучения её (тут Шаляпин, видно, подзабыл, что лучение — способ ночной, а не дневной рыбной ловли, с факелом) ночью располагаемся на отдых. Серов поставил холст и весело, темпераментно, с забавной улыбкой на губах быстро заносит на полотно сценку, полную юмора и правды. Коровин лежит на нелепой кровати устроенной так, что её ребра обязательно должны вонзаться в позвоночник спящего на ней великомученика, у кровати — огарок свечи, воткнутой в бутылку, в ногах Коровина, прислонившись к стене, в великолепнейшем декольте при портках — бродяга в лучшем смысле этого слова, Василий Князев. Он слушает, иногда возражая. Это Коровин рассуждает о том, какая рыба хитрее и какая дурачливее… Серов слушает, посмеивается и эту рыбную диссертацию увековечивает…»
Василий Князев (или Княжев) — слуга и приятель Коровина, и на картине он одет в пальто — опять подзабыл Шаляпин. Во всяком случае, похоже, артист действительно помнил смешной эпизод, а не описывал принадлежавшую ему картину.
Рассуждение о рыбе и прочем
На обратной стороне рамы есть надпись: «Висело в гостиной в доме на Новинском», а также указано место действия — деревня Ратухино, в Переславском уезде Владимирской губернии, на реке Нерль, где Шаляпин выстроил себе дачу неподалеку от дома Коровина.
Замечательная картина В.Серова «Рассуждение о рыбе и прочем», как и прежде, украшает гостиную в Мемориальной усадьбе Шаляпина на Новинском бульваре в Москве.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.