Баян Стерлигова

Выпуск 160
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На рубеже XIX и XX веков эксперименты в области хроматических гармоник ознаменовались созданием трех- и четырехрядных инструментов с разнообразным аккомпанементом из готовых аккордов. Инструменту дали название «баян» — по имени древнерусского сказителя. В начале ХХ века это название было настолько популярным, что два крейсера были названы «Баян», выходил журнал «Баян», так же именовали исполнителей русских народных песен. Применительно к хроматической гармонике, начиная с 1900 года, оно встречается в изданиях Петра Розмыслова, владельца магазинов музыкальных инструментов. Популяризатором названия «баян» был известный гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Позднее он также назвал созданный им оркестр.
Орланский-Титаренко обратился к мастеру Стерлигову и заказал четырехрядную усовершенствованную хроматическую гармонику. Пётр Егорович Стерлигов (1872-1959) был талантливым и изобретательным мастером. Он не только освоил все имевшиеся в то время модели гармоник, но и создавал свои оригинальные модели, опережая развитие гармонного строительства. Впервые им был сделан пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна, изобретена готово-выборная клавиатура с переключением. Характерной особенностью такого инструмента являлось наличие в левой клавиатуре двух звукорядов — с готовыми аккордами и выборного, звуки которого расположены в хроматической последовательности. Переключение в левой клавиатуре с готового на выборный звукоряд и наоборот осуществлялось с помощью специального механизма.
В экспозиции музея представлен четырехрядный баян с особым расположением клавиш на правой клавиатуре, получившим название «системы Стерлигова» (4-й ряд клавиш дублировал первый). Она пользовалась большим успехом у баянистов из-за удобного и естественного положения руки.
Баян Стерлигова

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту