Кора — единение с музыкой

Выпуск 157
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Кора — струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый в Западной Африке. Возникла она в древности, но приобрела широкую известность в восемнадцатом веке. Первое упоминание о коре встречается у шотландского исследователя Мунго Парка в книге «Путешествие во внутренние районы Африки», вышедшей в 1799 году. Автор, описывая жизнь различных народностей этого континента, впервые увидел диковинный инструмент, с которым решил познакомить читателей. Так европейский мир узнал о существовании коры.
Кора — единение с музыкой
По своему строению и звуку кора близка к лютне и арфе. Корпус изготавливается из калабаса — большой тыквы, разрезанной пополам и перетянутой коровьей кожей. Тыльная сторона корпуса может использоваться для поддержания ритма. Кожаная дека имеет небольшое отверстие. К корпусу-резонатору крепится гриф с зазубринами. На нем находятся специальные кожаные кольца, посредством перемещения которых настраивается инструмент. Кора имеет 21 струну: одиннадцать для левой руки и десять — для правой. По традиции струны изготавливались из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или же используют струны для арфы. Кроме того, современные инструменты могут иметь до четырех дополнительных басовых струн. Большим и указательным пальцами игрок перебирает струны, придерживая инструмент остальными пальцами.
Традиционно на коре играют гриоты — бродячие певцы и сказители. Свой рассказ они сопровождают игрой на коре. Довольно часто гриоты так хорошо владели инструментом, что могли перейти в разряд джали, то есть стать профессиональными музыкантами. Существует традиция, которая гласит, что, достигнув высокого мастерства в игре на коре, джали должен сам сделать себе инструмент, чтобы чувствовать единение с музыкой.
В наши дни кора широко распространена в Гамбии, Мали, Гвинее и Сенегале.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.