«Воины апокалипсиса» Виктора Васнецова

Выпуск 156
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В золотой коллекции живописи Музея музыки хранится бесценное полотно Виктора Михайловича Васнецова на библейскую тему ‑ «Воины апокалипсиса». История поступления картины неразрывно связана с именем великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина. Виктор Васнецов написал картину в 1887 году в возрасте 39 лет. К этому времени художник уже стал членом недавно образовавшегося «Товарищества передвижных художественных выставок». Картина была подарена Виктором Васнецовым Федору Шаляпину, о чем говорит дарственная авторская надпись в правом нижнем углу холста «Ф. И. Шаляпину В. Васнецов 1887 г.».
«Воины апокалипсиса» Виктора Васнецова
Содержание этой довольно большой картины (размеры полотна 72×136 см) взято из шестой главы Библии — Откровения Иоанна Богослова, где говорится о четырех воинах Апокалипсиса, несущих на землю войну, голод, чуму и смерть.
В центре композиции четыре всадника, каждый из которых олицетворяет библейские символы. Первый всадник — Чума — на белом коне, на голове его корона, в руках лук с натянутой тетивой и стрела, он одет в доспехи и голубой плащ. Второй всадник — Война — скачет на рыжей лошади. Тело обнажено, нижняя часть торса прикрыта голубоватой тканью, в руках он держит обнаженный меч. За ним всадник Голод на вороном коне, на нем короткий хитон грязно-серого цвета. Замыкает композицию слева всадник Смерть на светло-сером коне (конь блед, как его называют в Библии). Фигура мертвеца задрапирована в белый саван, в руках коса. В нижней части композиции изображены поверженные люди и руины. На втором плане — водная гладь и месяц изжелта-красного цвета, как олицетворение жертвенной крови и гибели людей.
Многие века художники разных стран пытались создать картины и гравюры на данную тему, которая несет в себе огромнейший смысл бытия и суть человеческих поступков. Виктор Михайлович Васнецов, используя свой дар живописца, сумел передать в данной картине весь страх и ужас, наполнив работу экспрессией и мощным колоритом.
В августе 1983 г. дочь Федора Шаляпина Ирина Бакшеева-Шаляпина передала данное художественное произведение в дар музею по завещанию, как подарок к открытию Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре в Москве.

Последние выпуски программы

Леонид Коган и Арам Хачатурян

В декабре 1946 года композитор Арам Хачатурян подарил свой фотопортрет молодому скрипачу Леониду Когану с надписью: «Дорогому Лёне на добрую память с искренним пожеланием пышного расцвета его таланта от дружески расположенного Арама Хачатуряна».

Леонид Коган в Охриде

В личном фонде великого скрипача Леонида Когана в Музее музыки хранится уникальный предмет. Деревянная скульптура высотой 118 сантиметров изображает старца в монашеском одеянии с длинной бородой; в левой руке — книга, пальцы правой сложены в крестном знамении. Это святой Климент Охридский, славянский просветитель, ученик братьев Кирилла и Мефодия, создавших церковно-славянскую азбуку.

Чжа Фуси, исполнитель на гуцине

«Драгоценностью мудрецов», «душой китайской музыки» называли звук гуциня — древнейшего, благороднейшего и самого изысканного из музыкальных инструментов Китая. Эту удлинённую китайскую цитру с шелковыми струнами в старину назвали цинь, или цисяньцинь (буквально — семиструнный цинь).